Жанры полифонии строгого стиля

Основные жанры музыки строгого стиля – месса, мотет и мадригал.

          Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст. Служится в храме в дообеденное время в память о жертве, принесенной Христом во имя людей.

          Текст мессы на латинском языке. Часть песнопений присутствует в любой мессе с неизменным тестом. Эта неподвижная часть называется ординарий и включает Kyrie eleison Gloria Credo Sanctus AgnusDei. Песнопения, которые меняются в текстовом и музыкальном отношении в зависимости от времени церковного года и отмечаемого праздника, образуют проприй. Подвижная часть мессы может включать интроит (вступление, вход), градуал (ступень), аллилуйя (хвалите Господа), по скорбным дням  - тракт (тяну, растягиваю), офферторий (приношение), коммунио (причастие, единение). Части проприя и ординария перемежаются в определенном порядке. Кроме того в мессу входят молитвы и отрывки из Священного писания, читаемые или речитируемые (произносимые нараспев).

 

ординарий

проприй

пение

речитация

пение

речитация

 

Kyrie eleison

Gloria

 

 

 

 

 

 

 

Credo

 

 

 

 

Sanctus

 

Agnus Dei

 

 

Itemissaest

(илиBenedictus)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Praefatio (приготовление

 

Pater Noster (Отче наш)

Introitus

 

 

 

 

Gradual

Alleluia

(илиTractus,

Seguentia)

 

 

Offertorium

 

 

 

 

 

Communio

 

 

 

Collecta (общая молитва)

Epistola (чтение из апостольского послания)

 

 

Evangelium (чтение из Евангелия)

 

 

Secreta (молитва о дарах)

 

 

 

 

Oratio (молитва дня)

Postcommunio

 

          Композиторы XVII XVIII веков в основном сочиняли части ординария (поскольку они имели лучшие шансы на исполнение). Каждая из частей ординария могла делиться на более мелкие части, самостоятельные в музыкальном отношении и различные в исполнительском плане (хоры, ансамбли, арии). Месса h-moll Баха включает 24 части: Kyrie eleison-  3 части,   Gloria – 8,  Credo - 8,  Sanctus – 3 и Agnus Dei – 2 части. В данном случае цикл не обладает тональным единством, хотя тональность  h-moll обозначена как главная.  Другие мессы Баха (A-dur, F-dur) тонально замкнуты.

 

 

          Реквием – это траурная заупокойная месса. Ее состав несколько отличается от обычной мессы: отсутствуют части Gloria и  Credo, на месте аллилуйи находится тракт с секвенцией. Схема реквиема выглядит следующим образом:

 

пение

речитация

Интроит «Requiem aeternam doneeis Dоmine» (Вечный покой даруй им, Господи)

Kyrie eleison

 

 

Градуал «Requiem aeternam»

Тракт «Absolve Domine» Освободи, Господи

Секвенция «Dies Irae» (День гнева)

 

Офферторий (Господи Иисусе Христе)

 

 

Sanctus

Agnus Dei

Communio «Lux aeterna»  (Вечный свет)

Postcommunio

 

 

 

 

Collecta (общая молитва)

Epistola (чтение из апостольского послания

 

 

 

Evangelium (чтение из Евангелия)

 

Secreta (молитва о дарах)

 

 

 

          

В реквиеме также допустимо более мелкое членение частей. Например, в Реквиеме Моцарта секвенция «Dies Irae» распадается на пять частей:  «Tuba mirum»,  «Rextremendae»,  "Recorlare», « Confutatis» и «Lacrimosa».

           Мотет эпохи строгого стиля существенно отличается от мотетов предыдущего периода. Количество голосов иногда достигает 8, они становятся полифонически равноправными. Мотеты сочинялись для ансамбля солистов или хора, без участия инструментов. 


          Мадригал (лат. mater — мать) — песня на родном языке. Мадригал главный светский жанр эпохи Возрождения. Он создавался и звучал в аристократической среде, исполнялся ансамблями певцов и музыкально образованных любителей чаще всего на 4, 5, 6 голосов. Его темы – любовные чувства молодых людей, образы весны, цветущей природы, бытовые зарисовки. Стиль выражения изящный, изысканный, аффектированный, раскованный. Особенностью жанра был выбор только высокохудожественных текстов, использование стихов выдающихся поэтов Возрождения: Петрарки, Боккачо, Тассо, Ариосто, Микеланджело и др.    

 Истоки мадригала восходят к старинной итальянской пастушеской песне (ит.mandra - стадо, или mandre – пастух). В 14 веке мадригал появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания и сразу же привлек внимание композиторов. Ранние музыкально-поэтические мадригалы — 2 и 3-х голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном.В музыке XVI века мадригал становится главным жанром светской музыки. Открытость человеческой эмоции и живописность образов природы в стихах для мадригалов способствовали развитию в музыкальном языке новых эмоциональных и изобразительных элементов. Авторами итальянских мадригалов кроме Орландо Лассо и  Палестрины были Аркадельт, Вилларт, Джезуальдо ди Веноза, Клаудио Монтеверди, а также  , который создал свыше 500 мадригалов и был прозван  современниками «нежным лебедем».

Другие светские полифонические жанры:

·         chanson– французская песня

·         фротолла – итальянская песня

·         виланелла - итальянская песня

·         lied - немецкая песня