Задание для Путешественников:

1.   Вы должны познакомиться с  музыкой народов Северного Кавказа (чеченцев, аварцев, лезгинов, кабардинцев, черкесов, адыгейцев). Вы можете распределить этот материал между собой.

2.   Просмотрите предложенные материалы.

3.   Сделайте скриншоты кадров (клавиша print scrin), сделайте нарезку небольших фрагментов из видео (продолжительностью не более минуты). Можно воспользоваться этим сервисом: https://online-video-cutter.com/ru/

4.   План расположения материалов в презентации может быть такой:

·        географическое положение

·        территория, население, язык

·        песенные традиции (обязательно звучание)

·        музыкальные инструменты (обязательно звучание)

5.   Создайте папку, в которой будут находиться все собранные вами видео, аудио, картинки и в этой же папке создавайте презентацию (7 – 10 слайдов).

6.   Запишите комментарии, которыми будете сопровождать презентацию и видео.

7.   Для создания Дневника квеста снимайте на телефон, планшет все этапы работы. На последней встрече из них вы смонтируете видеоролик «Дневник квеста».

 Народы России - Атлас культур (смотреть оглавление) https://yadi.sk/i/WREdFncO3ReUDe

Республика Дагестан

Граничит с Азербайджанской Республикой на юге, с Грузией на юго-западе, а также с Чеченской Республикой на западе, со Ставропольским краем на северо-западе и с Республикой Калмыкия на севере. Согласно Конституции Республики Дагестан государственными языками являются русский и языки всех народов, населяющих республику. Среди них имеют письменности и официальный статус аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский, чеченский языки.

Многонац. характер дагестанской культуры определил исключит. богатство и многообразие тем и жанров нар. музыки, разнообразие инструментария, характерных ансамблевых составов, танц. форм. При яркой самобытности муз. искусства каждой национальности Дагестана дагестанской нар. музыке в целом присуще значит. единство, обусловленное общностью исторических судеб, сходством условий жизни горцев и др. Так, в муз.-поэтическом творчестве дагестанской народностей выделяется героический эпос, частью легендарного, частью исторического содержания. В песенном фольклоре повсеместно бытуют сходные обрядовые, шуточные, бытовые, трудовые, любовно-лирич. жанры и т.п. Преобладающая форма вокального исполнительства - сольное пение с инструментальным сопровождением. Наиболее типичный вид ансамбля - трио с участием какого-либо ударного инструмента. Интонационное родство музыки дагестанских народов проявляется в единообразии типичных ладовых и метроритмич. структур, кадансовых оборотов и пр. Наиболее распространены натуральные лады без подчёркнутых вводнотоновых окончаний. Форма песен, как правило, двухчастная. Типично строение песенной мелодии с широким начальным скачком и длит. поступенным нисхождением, нередко секвентного характера. Наиболее типичной формой метрич. организации является переменный метр с чередованием равнодлит. размеров 6/8 и 3/4. Самые употребительные нац. инструменты: духовые - зурна, дудук, балабан, кшул; струнные щипковые - агйч-кумуз, тамур (в Юж. Дагестане также тара, чонгур, саз); смычковые - кеманча и чагана; однорядная "азиатская" гармоника; ударные - тэп и получившие наибольшее распространение в Юж. Дагестане гавал и диплипито. Широко бытуют также баян, балалайка, мандолина, кларнет, скрипка, гитара (последняя - у кумыков). Типичные ансамбли: 2 зурны и гавал; 2 дудука и тэп; кшул, дудук и диплипито; кларнет, гармоника и гавал, и др. Помимо танц., существуют разл. инстр. пьесы (наигрыши, марши) нередко программного содержания (обычно сольные). Танц. музыка отличается мелодич. яркостью, остротой ритмики. Танцы горцев чрезвычайно многообразны и своеобычны. Кроме большого числа разновидностей лезгинки, распространены быстрые пляски в двухдольном метре, медленные плавные танцы, танцы различных даг. народностей и разного локального происхождения ("Ахтынский танец", "Дербент" и т.д.).

 

 

 

 

дудук


 

 

 

 

барабан доули


 

 

 

 

кеманча


 

 

 

 

саз


 

 

 

 

пондар


Республика Северная Осетия

Святилища Осетии / Россия, любовь моя! / Телеканал Культура https://www.youtube.com/watch?v=a2YkKo8hoFA

Презентация на тему "Осетинские музыкальные инструменты" https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-osetinskie-muzikalnie-instrumenti-1343813.html

 

 

 

дыуадастанон — двенадцатиструнная  осетинская арфа


 

 

 

струнный смысковый инструмент кисын - фандыр

 

 


 

 

 

 струнный щипковый инструмент дала - фандыр


 

 

 

 

осетинский камыль



Культура и традиции адыгейцев / Россия, любовь моя! / Телеканал Культура https://www.youtube.com/watch?v=tqFUrtE8tdw&index=19&list=PL66DIGaegedqT2RceHB-h6n1SNp1X7uIc

Чеченская Республика. Республика Ингушетия

Чеченская и ингушская музыка http://www.belcanto.ru/chechen.html

 

Муз. творчество чеченцев и ингушей развивается ныне как единая культура двух народностей. Самобытность древней нац. муз. культуры прослеживается и в нар. инструментарии чеченцев и ингушей. Среди архаических, изредка встречающихся и ныне инструментов: самозвучащий ударный гйма (геманш, геманаш) - деревянная трещотка в виде расщеплённого бруска; духовые - цэзам с надрезным язычком и "скрипучим" гнусавым звуком, изготовляемый из гусиного пера или полого стебля растения (бытует как детская игрушка), дэтра - продольная открытая флейта из камыша или дерева, встречающаяся у пастухов как сольный и аккомпанирующий пению инструмент, мба - бычий рог с двойной тростью и сильным звуком, использовавшийся на массовых нар. празднествах и свадьбах, шйдаг - разновидность зурны без раструба и др. Среди наиболее распространённых струн. инструментов - струнно-щипковый 3-струн. дечик-пондур (дйчиг-пундар, мирза-пундар) и струнно-смычковый адхуку-пундур (lад-хьйкха-пундар, атэх-пундур). Адхоку-пондур и дечик-пондур - традиц. инструменты илланчи. При исполнении песен и танцев на этих инструментах мелодия нередко звучит в среднем голосе, в квинтовом или квартовом обрамлении. С 80-90-х гг. 19 в. популярным инструментом чеченцев и ингушей стал комэз (кехбт-пундур) - кавказская гармоника с 12, 16 или 18 клавишами на правой клавиатуре. Гармоника с бульшим числом клавиш называется "будхъара лаккаму пондар". Исполнительство чеченских и ингушских гармонистов отличается виртуозным блеском, оригинальными нац. приёмами игры (тремолирование выдержанных созвучий при помощи мелких быстрых движений меха и др.), филигранной мелизматикой. Большое распространение получили баян, аккордеон, а также балалайка и гитара. Бытующая у большинства народов Сев. Кавказа зурна используется в Чечено-Ингушетии, как и повсюду, в сочетании с удар. инструментами: двусторонним барабаном (вута, гавбл) или бубном (жиргб, жиргиб, теп)