Простой контрапункт.  Сложный   контрапункт

     Контрапункт (лат. punctus contra punctum - точка против точки) - одновременное сочетание двух и более мелодий в разных голосах. Простым контрапунктом называется соединение мелодий, звучащее только один раз. Если при повторном проведении происходят какие-либо изменения в самих мелодиях или в их соотношении относительно друг друга, то такой контрапункт будет называться сложным. Суть сложного контрапункта - пребывание в одном круге образов, бесконечно длящееся одно состояние. Исходное соединение мелодий называется первоначальным соединением. Все видоизмененные повторения будут производными соединениями.

     Подвижной контрапункт - вид сложного контрапункта, в котором производное соединение образуется в результате изменения соотношения мелодий  путем их движения относительно друг друга по горизонтали, вертикали и одновременно по обеим координатам. Сами мелодии при этом не меняются. Разновидности подвижного контрапункта: вертикально-подвижной, горизонтально-подвижной, вдвойне-подвижной. В перестановках могут участвовать 2 голоса (двойной контрапункт), 3 голоса (тройной контрапункт), 4 и даже 5 голосов.

     Техника подвижного контрапункта требует высокого контрапунктического мастерства. Она дает возможность практически бесконечно варьировать, "длить" исходный музыкальный образ, избегая с одной стороны повторения, с другой - смены музыкального материала. Поэтому данное средство практически универсально. Оно используется в канонах и канонических секвенциях, в интермедиях фуг, при сочетании темы с удержанными противосложениями, при сочетании нескольких тем в многотемных фугах, а также в неполифонических формах. Первая часть инвенции Баха c-moll - канон в октаву. Вторая часть - производное соединение в вертикально-подвижном контрапункте. Показатель вертикальной перестановки -14:


   Структурно-изменяемый контрапунктвид сложного контрапункта, в котором производное соединение образуется путем преобразования самих мелодий (обращение, ракоход, увеличение, уменьшение). Наибольшее применение получил обратимый контрапункт, в производном соединении которого обращаются все или только некоторые мелодии  первоначального соединения. В результате мелодии обращаются, меняются местами, но интервальные соотношения между ними остаются неизменными. Контрапункт 17 из "Искусства фуги" И.С.Баха включает 2 фуги. Фуга а) - первоначальное соединение. Фуга б) - производное соединение в обратимом контрапункте :

Реприза пьесы № из "Полифонической тетради" Р.Щедрина - это производное соединение в ракоходном контрапункте.   Первоначальное соединение - первая часть пьесы:


  Контрапункт, допускающий удвоения, основан на удвоении одного или нескольких голосов первоначального соединения несовершенными консонансами (терциями или секстами). В производном соединении увеличивается количество голосов, что способствует плотности, массивности фактуры и прекрасно подходит для кульминационных и заключительных разделов полифонических произведений.


Выполните задания:

1. В "Хроматической инвенции для двух фортепиано" Бартока найти первоначальное и производное соединение и определить вид сложного контрапункта

2. В прелюдии A-dur из I тома ХТК  И.С.Баха такты 1-3  первоначальное соединение.  Найти два производных соединения и определить вид сложного контрапункта

3. В "Пассакалии" Генделя первые 4 такта - тема вариаций. Найдите вариаци, которые являются первоначальным и производным соединением