Способы преобразования полифонической мелодии

     Способы преобразования полифонической темы были найдены в средневековых формах на cantus firmus, в которых мелодия повторялась многократно в варьированном виде. Произведение, таким образом, представало как своего рода рассуждение по поводу заданного напева. Способы преобразования полифонической мелодии – по сути вариационные приёмы, так как тема по мере развертывания произведения несколько раз проводится целиком, но в изменённом, преобразованном виде.


     Обращение или инверсия – воспроизведение мелодии с изменением направления её интервалов. Обращение – простой, но действенный способ обновления, так как получается фактически новая, хотя и родственная благодаря сохранению ритма, мелодия.         Обращение осуществляется относительно оси – это как бы зеркало, расположенное параллельно нотоносцу. В свободном стиле осью является IIIступень мажора и минора. В строгом стиле осью была ступень, которая делила тритон пополам. В музыке XXвека роль оси могут выполнять сразу несколько звуков.

   Ракоход - воспроизведение мелодии от конца к началу. Мелодия, прочитанная наоборот, воспринимается как новая. Поэтому ракоход в свободном стиле встречается реже.

    -Увеличение – воспроизведение мелодии длительностями в n-число раз большими. Голос, в котором проводится мелодия в увеличении, как бы отделяется от других голосов, становится более весомым и значимым. Увеличение может быть полуторным, двукратным, трёхкратным. 

   Уменьшение - воспроизведение мелодии длительностями в n-число раз меньшими. Уменьшение хорошо оттеняет голос, движущийся более крупными звуками. 


Выполните задания

1. Преобразуйте темы из "Хорошо темперированного клавира"  различными способами

2. Определите способы преобразования темы в фуге a-moll Р.Щедрина