Задание для Краеведов:

1.   Вы должны познакомиться с музыкой коми-пермяков и других народов финно-угорской группы (удмурты, марийцы, мордва). Вы можете распределить этот материал между собой.

2.   Просмотрите предложенные материалы.

3.   Сделайте скриншоты кадров (клавиша print scrin), сделайте нарезку небольших фрагментов из видео (продолжительностью не более минуты). Можно воспользоваться этим сервисом: https://online-video-cutter.com/ru/

4.   План расположения материалов в презентации может быть такой:

·        географическое положение

·        территория, население, язык

·        песенные традиции (обязательно звучание)

·        музыкальные инструменты (обязательно звучание)

5.   Создайте папку, в которой будут находиться все собранные вами видео, аудио, картинки и в этой же папке создавайте презентацию (7 – 10 слайдов).

6.   Запишите комментарии, которыми будете сопровождать презентацию и видео.

7.   Для создания Дневника квеста снимайте на телефон, планшет все этапы работы. На последней встрече из них вы смонтируете видеоролик «Дневник квеста».

 

Народы России - Атлас культур (смотреть оглавление) https://yadi.sk/i/WREdFncO3ReUDe

Пермский край (Коми-Пермяцкий округ), Республика Коми

НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОМИ-ПЕРМЯКОВ

Народная музыкальная культура коми-пермяков — одного из коренных народов Прикамья — все еще остается малоизвестной для широкого круга. А это сложный мир смыслов и звучаний, рожденный тысячелетней историей и обладающий неоспоримой художественной ценностью.

Традиционные фольклорные жанры бытуют в коми-пермяцких деревнях, как и прежде, и в естественной для них обстановке (в будни и праздники, на дружеских и родственных вечеринках, застольях и именинах, реже на свадьбах), и на сцене сельского клуба (в концертной, сценической форме, в сочетании традиционных и необычных форм деятельности сельских фольклорных групп).

Коми-пермяцкая народная культура породила множество певческих центров в различных районах округа. Таковыми, например, являются с. Большая Коча и д. Кукушка в Кочевском районе, Питер и Москвино — в Кудымкарском, Мысы и Иванчино — в Гайнском, Пуксиб — в Косинском, Архангельское — в Юсьвинском.

Певческое мастерство современных коми-пермяцких деревенских ансамблей свидетельствует о довольно высокой степени сохранности традиций коллективного пения. Для вокальной музыки коми-пермяков существенным является различие собственно песенных и так называемых «непесенных» (сольно-импровизационных) жанров. Последние интонируются в стиле, близком к речевому: таковы колыбельные (эвйэтаннэз), детские прибаутки, присказки, приговорки, песни-сказки (сёрнитаннэз, тпрукэтаннэз), заклички (кораннэз-кытсаланнэз), а также особые песни-импровизации, почти исчезнувшие к настоящему времени из живой практики.

Наиболее важное место в жанровой системе занимают похоронные и поминальные причитания (олляланнэз, причеттэз) — ядро коми-пермяцкого фольклора, его глубинная, корневая часть. Причитания, которые можно услышать на деревенских кладбищах, входят в сокровенный ритуал общения с умершими — его ход строго регламентируется, и в деревнях ему придается жизненно важное значение.

Собственно песни (сьыланкыввез, песняэз) преимущественно многоголосны. Некоторые песенные жанры раннетрадиционного стилевого пласта сопровождали семейные и родовые обряды — свадьбы, проводы в армию. Другие сохранили связь с календарно-праздничным кругом — игровые (орсан) и круговые (бергалан) пели на гуляньях, на зимних Рождественских игрищах и на летних, приуроченных к престольным праздникам; под качульные в Пасху качались на качелях; протяжные (нюжвыла) и плясовые (йэктэтан) звучали во время сенокоса, на осенних «помочах» (помеч) и зимних посиделках (пукалан). В быту хорошо сохранились поздние лирические песни, фольклоризовавшиеся авторские песни, городские романсы, частушки.

У коми-пермяков богатые традиции инструментального музицирования. Духовые инструменты, игравшие ведущую роль в народном музыкальном быту, представлены женскими многоствольными флейтами из полых стеблей дудника (пэляннэз), одинарными продольными флейтами из травяных стеблей (пэлян, пиксан, умра, туригум), из коры деревьев (пу пэлян) — на них чаще всего играли мужчины. Пастухи пользовались берестяной трубой и деревянным барабаном (пу барабан), охотники — разнообразными манками (например, сьэла чипсан — рябчиковый свисток) из перьев птиц, дерева и металла. В быту до сих пор играют на бересте (сюмэт, симэт) и на осиновом листе (пыпцу, пипу лист). В качестве ударных инструментов, сопровождающих пляску, нередко применяют бытовые предметы: веретено (чэрс), которыми стучат по ведру, печнукьзаслонку (горпэдан) и кочедык для плетения лаптей, ложки. Что касается струнных, то смычковый или щипковый волосяной гудок (сигудэк) уже не встречается на территории округа, хотя о нем еще помнят. Сейчас повсеместно распространена гармонь, в меньшей степени — балалайка.

Музыкальный фольклор различных районов имеет ярко выраженные специфические черты, касающиеся репертуара, музыкального стиля и исполнительских особенностей. Можно выделить иньвенскую, кочевскую, гайнско-косинскую, лупьинскую локальные песенно-музыкальные традиции. От них отличаются музыкальные «диалекты» зюзьдинских и язьвинских коми. Местные фольклорно-музыкальные стили складывались и на основе автохтонных традиций, и в ходе различных культурных контактов с другими народами. Это явление соотносится с наречиями, диалектами и говорами в языке коми, локальными традициями в материальной культуре.

Несомненны, хотя и мало изучены, связи коми-пермяцкой народной музыки с фольклором других народов, в том числе родственных финно-угорских. В музыкальном строении многоголосных песен коми-пермяков, манере их интонирования обнаруживается сходство с песенными традициями северных коми (зырян), удмуртов, мордвы (особенно эрзя), вепсов, даже сету. Сольно-импровизационные жанры аналогичны формам в фольклоре не только перечисленных народов, но также карел, хантов, манси, саамов. Следствием исторически сложившихся контактов стало сильнейшее влияние русской народно-песенной культуры. Если углубиться в систему параллелей, которую дает архаическая инструментальная музыка коми-пермяков (в особенности их флейты Пана), то в орбиту попадают даже такие, казалось бы, далекие культуры, как литовская и грузинская.

Ситуация в современном мире стремительно меняется, под вопрос поставлено само выживание устной традиционной культуры. Но Коми-Пермяцкий автономный округ остается одним из заповедников традиционного крестьянского искусства. В удаленных от больших городов деревушках пока сохранились старинные обычаи, песни и причитания, танцы и музыкальные инструменты лучше, чем во многих других районах Урала. В новых социокультурных условиях изменилась жанрово-стилевая система фольклора: одни жанры переходят из актуального фукционирования в области памяти, другие трансформируются, третьи вообще исчезают, уступая место новым, индивидуализированным формам художественного творчества. Но в целом коми-пермяцкая фольклорная культура демонстрирует живучесть, способность к росту и впитыванию новых поэтических и музыкальных впечатлений.

Лит.: Жуланова Н. И. Народная музыка // Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Кудымкар, 2000. С. 199-200.

Жуланова Н. И. http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804172642 – адрес сайта, на котором была взята данная статья

 

http://enc.permculture.ru/start.do - сайт Пермский край Энциклопедия, где можно найти материалы по краеведению и этнографии.

Коми incognito музыкальные инструменты часть2 https://www.youtube.com/watch?v=has-pSogdX0

Коми инкогнито музыкальный бренд Республики Коми https://www.youtube.com/watch?v=StIwiZdd4AA (2 видеофрагмента уже вырезаны)

 

Музыкальные инструменты коми http://www.tomovl.ru/komi/Muzykalnye_instrumenty.html

 

Коми народные музыкальные инструменты фотоальбом

http://foto11.com/photo/collection/musicinstruments/

                              пеллянэз                                                                                        пу пэлян

                                            пиксаны                                                                                      пу барабан

 

 

 

 

Пэляны и буксаны


 

 

 

 

Сигудэк и брунган


Удмуртская Республика

Граничит на западе и севере с Кировской областью, на востоке — с Пермским краем, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном. Столица — город Ижевск.

 

 Удмуртские народные музыкальные инструменты http://www.decorudm.ru/crafts/udmurtskie-narodnye-muzykalnye-instrumenty/ (хорошая статья и картинки инструментов)

             Статья «Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов» 

В народном быту удмуртов использовались многочисленные ударные инструменты, особенно в период ряженья (портмаськон), требовавшего большого шумового оформления и особых песен. Вот тогда-то и поменялись рожденные народной фантазией инструменты в виде ложек чугунных заслонок, бубнов и трещоток.

Тангыра - один из самобытных, известных с древних времен сигнально - традиционных инструментов. Название происходит звукоподражания (тан - гыр - предмет, издающие звуки). Функционально тангыра используется для передачи информации от одного поселения другому, расположенному в лесу. Инструмент состоит из трех тюлек длиной один метр, и диаметр с двести; триста миллиметров, соответствующий разной высоте звучания. Сооружали инструмент следующим образом: между двух близко стоящих деревьев (ель, пихта, сосна) на высоте двухсот метров закрепляли шест нему подвешивали тюльки. Играли на инструменте двумя руками. Постукивали по тюлькам и двумя сухими ветками.

Такыртон (трещотка) так же пользовалась большой популярностью. Она состояла из четырехугольной деревянной рамы с березовой пластиной посредине и ребристого валика. Когда раму вращали вокруг своей оси, пластинка задевала за ребристую поверхность валика и издавала звуки настоящее время такыртон - детская игрушка. В обряде портмаськон, кроме того, с древности использовались шумящие подвески (чингыли вазьытон), надеваемые женщинами во время танцев. Их идея воплощена в наши дни в замечательном танце с колокольчиками ансамбля песни и танца «Италмас».

Бубен состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей, иногда он снабжался бубенчиками, нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только вовремя ряжения, но на свадьбах и вечеринках.

Наиболее древними являются, вероятно, духовые инструменты и среди них примитивные (разового использования или сезонные) типа продольной флейты чипсон, шулан, изготовляемые самим исполнителем.

У удмуртского народа много других «свистящих» инструментов, очень простых, даже примитивных, изготавливаемых из ржаной соломы, стручков акации, листьев черемухи. Видимо, своеобразным «свистящим музыкальны м инструментом» в дни подобных праздников иногда становился сам человек: губы служили амбюшурным инструментом. Так же, как при игре на губном варгане

Функции духовых инструментов были разнообразными, в некоторых случаях многоплановыми. Доминировали охотничьи манки (сяла чипсон), пастушьи рожки (тутэктон, туй), в отдельную группу выделялись инструменты, игра на которых требовала особых навыков и художественного чутья: узьы гумы, чипчирган.

Чипсон - свистулька из липовой коры. Изготавливается он весной во время обильного сокодвижения. Срезалась веточка, вырезалось свистковое отверстие, после этого выбиралась внутренняя часть, оставалась только кора, затем в один конец вставлялась пробка с отверстием, в другой конец вставлялся выбитый ранее ствол. Инструмент издавал только один звук.

Шулан - глиняная свистулька изготавливается в виде рыбы или птицы, священных животных удмуртов. Инструмент ритуального, древне язычного происхождения, на это указывает использование его в обряде «шайтан уллян» (изгнание беса).

Чипчирган - натуральная продольная труба без мундштука. Инструмент изготавливается из полого стебля. Иногда в конце стебля приделывается раструб из бересты, картона или коровьего рога. Звук издается путем втягивания воздуха через сжатые губы.

Тутэктон (рожок) Он делался из рогов домашних животных, а так же из бересты. Его называли «пастушьей дудкой». Это конусообразная дудка длиной 20 см., с тремя отверстиями и мундштуком. Звук получается путем вдувания по окраске сильной и резкой.

Узьы гумы — (дудка) - инструмент музыкально-эстетического назначения. Это деревянный духовой инструмент, типа продольной флейты. Он делается из стебля зонтичных растений длиной сто сантиметров. Отверстий так же, как и у чипчиргана нет. Звук извлекается путем вдувания. Игра на этом инструменте требует искусно владения губным аппаратом. Сначала этот инструмент был жреческим, а в последствии он стал игрушкой для детей.

Волынка (быз). Этот инструмент был известен многим народам мира. Удмурты играли на ней около ста лет. Знали его народы Поволжья. В Удмуртии он встречался в северных районах: Глазовском, Юкаменском, Кезском. Сейчас она является традиционным инструментом у чувашей. Делается волынка из телячьей кожи, как мешок, в нижний конец вставляется в виде рупора коровий рог или деревянный раструб, в середину вставляется дудочка с лазами. Верхний конец вставляется трубочка куда дует исполнитель.

Варган - этот музыкальный инструмент встречается у многих исполнителей народов финно-угорской группы, а также у народов севера, Татарии, в Башкирии. Используется в нашем Удмуртском ансамбле «Айкай». В VIII в. был найден костяной варган, в IX - XII в.в. бронзовый

Варган состоит из металлической подвески с вытянутыми концами, длиной до 10 см. в середине укреплен стальной язычок с крючкообразно-загнутым свободным концом. Во время игры этот инструмент подносят ко рту, одной рукой концы прижимают к зубам, указательный пальцем другой руки защипывают крючок язык, язык начинает вибрировать и издает слабы звук, которой усиливается полость рта и зубами исполнителя.

Из всего круга струнного традиционного инструментария удмуртов можно выделить быдзым крезь, дощечную цитру с резонаторным ящичком..

Бадзым крезь является жреческим инструментом. В родовом святилище под аккомпанемент быдзым крезя исполняли молитвенные напевы. Представляет большой интерес реконструкция инструмента. Инструмент имеет полуовальную форму длина деки 800-1000 мм высота 350-500 мм. По краям дека имеет выступы:

1-й выступ имеет форму лапки утки или лебедя.

2-й, левый от исполнителя, имеет форму лапки, а правый в форме полукруга.

3-й выступ имеет прямоугольную форму. Этот знак, условно называю его знаком «лапки», тесно связан с культом птицы и солнца.

Утка и Лебедь - священные животные у удмуртов.

Традиционным материалом для изготовления инструмента служила ель, сосна, осина. Изредка переменялась для изготовления отдельных частей дуб, вязи и пихта. Существует интересная легенда, что инструменты нужно делать из сосны или ели, пораженных молнией. Этот факт можно, объяснить тем, что пораженное молнией дерево высыхает в свой естественной среде, сохраняя свои акустические свойства.

Согласно другой легенде, Великий Инмар, прогневавшись на людей, спрятал инструмент в глухом лесу, в дупле старой липы.

Наряду с быдзым крезь функционировал бытовой крезь, непременный участник календарных и свадебных обрядов, сопровождая песни, хороводы и танцы. Инструмент имел сходную конструкцию, но различался тем, что был поменьше. Быдзым крезь хранился в куале, а бытовой крезь в избе, чтобы был всегда под рукой. Играли на инструменте сидя, держа на коленях в наклонном состоянии. При помощи шнура исполнитель вешал инструмент на шею или на плечо.

Другой инструмент из этой же группы будет под двумя названиями крезь смычковый и кубыз. Инструмент широко применяется в свадебном обряде, сопровождая застольные песни. Играли сидя, держа инструмент на коленях или стоя. Кубыз имел три струны. Мелодия исполнялась на одной крайней струне.

Последний инструмент представляющий эту группу - пукыч (музыкальный лук). Изготавливали из ветки, имеющий 2-3 ответвление между ними натягивалась тетива из конского волоса. Другой, такой же лук одной тетивой использовался в качестве смычка. Волос предварительно натирался еловой смолой. Пукыч является наиболее древним инструментом.

 

 

 

 

 

кречь (гусли)


Республика Марий Эл

На севере и востоке граничит с Кировской областью, на юго-востоке — с Республикой Татарстан, на юго-западе — с Чувашской Республикой, на западе — с Нижегородской областью. Столица — город Йошкар-Ола. Государственные языки: марийский (горный и луговой), русский. Также распространён татарский язык.

 

 

 

 

Марийская волынка шувыр


 

 

 

 

Марийский барабан тумыр


 

 

 

 

Марийские кусле


Республика Мордовия

Столица — город Саранск. Государственные языки: русский и мордовский (мокшанский и эрзянский). Также распространён татарский язык.

 

 Народные музыкальные инструменты мордвы https://www.youtube.com/watch?v=_ULjFuHSrK0

 

 

 

 

ударные и духовые инструменты мордвы