Интересно, но факт…

        В 2007 году валторна была занесена в «Книгу  рекордов  Гиннесса»

        как  самый  сложный  для  музыканта - исполнителя  инструмент.

        corno (итал.), Waldhorn (нем.- лесной рог), french horn (англ.)

 

      Медный духовой инструмент тенорового регистра, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога. Инструмент представляет собой длинную узкоканальную трубку, свернутую спиралеобразно и завершающуюся широким раструбом. Ранние образцы валторн не имели вентильного механизма, располагали лишь звуками натурального звукоряда, строй их зависел от длины трубки. Однако ряд «промежуточных» звуков удавалось извлекать, вводя кисть правой руки в отверстие раструба.

 

          Валторна по своей тесситуре ниже трубы, но в группе медных духовых инструментов записывается на более высокой строчке партитуры. По своему тембру она прекрасно связывает деревянную группу с медной и является как бы переходным инструментом. По этим причинам во многих партитурах 18 века валторны помещались в группе деревянных духовых инструментов над фаготами.

          Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наибольшим диапазоном, так как при узкой мензуре и большой длине трубки на ней возможно получить натуральную скалу от 2-го до 16-го обертона. 



Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f2 (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду.

          Тембр валторны - несколько грубоватый в нижнем регистре, в среднем и верхнем регистре - мягкий, певучий на пиано, светлый и яркий на форте, богатый красками. Велики и динамические возможности инструмента: от нежнейшего пианиссимо до мощного форте.  Используется специальный прием игры «раструбом вверх», при котором достигается наибольшая сила звучания. Роль сурдины обычно выполняет свободная правая рука исполнителя: звучание инструмента при этом резко меняется, приобретая таинственную, зловещую окраску. 

      Этот инструмент принадлежит к ряду транспортирующих инструментов. Это означает, что в произведении партия для валторны пишется в одной тональности, но при исполнении звучит другая тональность. В настоящее время валторна применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Партия валторны in F пишется в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания, а в басовом — на кварту ниже действительного звучания. Раньше партии валторны нотировались без всяких ключей.

          В эпоху Средних веков валторна не считалась музыкальным инструментом. Каждый воин имел свой собственный рог и многие из них были вооружены так, что могли трубить в свой рог не снимая шлема. Средневековый рог был в таком почёте, что даже высокопоставленные дамы нередко пользовались им, а Анна Бретанская (1476-1514) владела разукрашенным золотыми украшениями рогом, который носила у себя на поясе. Словом, рог в те времена был непременным участником сражений, турниров и псовых охот. Он вдохновлял участников боя и развлекал обитателей средневековых замков. Он служил также благородным призывом к столу сотрапезников.

          Старинный рог был известен и в Европе, и на Востоке. В разных странах он имел разную форму, изготовлялся из различных материалов. История сохранила сведения о роге рыцарей, выточенном из слоновой кости. Назывался он «олифаном». Звук «олифана» обладал такою мощью, что Шарлёмань (742-814), услыхав призыв о помощи Роланда, оказавшегося в беде далеко в горах Пиренейского перешейка, поспешил к нему на помощь. Роланд в своей смертельной тоске так неистово трубил, что жилы его шеи лопнули, а рог раскололся надвое. Много лет спустя, этот рог был похищен Карлом IV (1316-1378) и водворён в сокровищнице Собора святого Витта в Праге. Материалы, из которых выделывались старинные рога, были недолговечными и потому мало пригодными для повседневного применения. В связи с этим мастера всё больше склонялись в пользу металла и в конце концов пришли к мысли подражать в своём производстве рогам животных. На протяжении четырёх столетий - с XII века до конца XVI - они неизменно выделывали свои рога в очертаниях не очень искривлённых. Только с началом XVII столетия рог принял современный вид и стал называться «простым рогом» или «натуральной валторной». Простейшей разновидностью натуральной валторны были «охотничьи рога», известные в истории оркестровки под именем trompes de chasse. Их металлическая трубка имела коническое сечение и, начинаясь отверстием в 0,8 сантиметров, достигала у раструба почти 30 сантиметров. Длина такого рога обычно колебалась между тремя метрами для самого высокого строя и пятью метрами- для самого низкого. Наибольшим распространением пользовались охотничьи рога в строях  До, Ре и Ми-бемоль, а количество хорошо звучащих звуков не превышало десяти. Звучность этих «охотничьих рогов» была необыкновенной. Их звук разносился далеко по округе, и ими обычно пользовались при травле «большого» зверя: оленя, лани, косули, серны, вепря, волка или лисицы. Россини увековечил в одном из своих произведений «охотничий сбор», звучавший на этих старинных инструментах восхитительно. 

         Первым композитором, применившим в оркестре «охотничьи рога» парами, был Иоган-Иозэф Фукс (1660- 1741). Однако, во Франции «охотничий рог», как оркестровый инструмент-soto, появился значительно раньше и есть указание, что уже в 1664 году им воспользовался Жан-Батист Люлли в опере Princesse d'Elide.

      Благодаря валторнисту-виртуозу Антону-Иозэфу Хамплю (1700- 1771), состоявшему музыкантом при Дрезденском дворе, звукоряд инструмента был расширен за счет «закрытых звуков». Хампль установил, что при закрытии раструба валторны рукой, звукоряд переместился на полутон вверх. Отныне охотничий рог стал именоваться сначала «ручным рогом», а немногим позже, когда в употребление вошли «дополнительные трубки» или «кроны», - «натуральным рогом» или натуральной валторной. Впервые хроматическая валторна упоминается в конце 1818 года. Ее смастерили немецкие умельцы Штёльцель и Брюмель.   

      С изобретением вентильного механизма (начало XIX века) технические возможности валторны возросли. На валторне прекрасно звучат гибкие, пластичные мелодии широкого дыхания. Хорошо удаются скачки, трели, staccato, повторы одного звука. Если не считать крайних регистров, она не требует большого расхода воздуха.

          В классическом оркестре 2 пары валторн. Они предназначены для того, чтобы усилить или даже заменить деревянные духовые инструменты. Первый и третий валторнисты специализируются на звуках высокого регистра, второй и четвертый – низкого.




Процесс изготовления инструмента - интересное зрелище. Посмотрите, как делают валторну!



Известные валторнисты прошлого: Йозеф  Игнац  Лейтгеб  (Австрия 1732—1811), Ян Денисович Тамм  (Эстония 1874—1933), Антон Иванович Усов (Россия 1895—1981), Михаил Николаевич Буяновский (Россия 1891—1966),  Виталий Михайлович Буяновский (Россия 1928—1993), Валерий Полех  (Россия 1918—2006).

Великие валторнисты - наши современники: Герман Бауманн (Германия), Петер Дамм (Германия), Анатолий Дёмин (Россия), Баборак Радек (Чехия).

 

 

Звуки валторны удивительны и прекрасны! Послушайте в исполнении Петера Дамма фрагмент концерта Моцарта.



           Удивительно, но рог, как музыкальный инструмент, жив! Еще при Петре Великом этот инструмент был в оркестре, игравшем на ассамблеях. Позднее, граф Нарышкин вместе с музыкантом из Богемии Марешом создал роговой оркестр в своем имении, потом при дворе императрицы Елизаветы. Каждый рог издавал лишь один звук, поэтому в оркестре были рога маленькие и большие, стоявшие на подставках. Игра в таком оркестре требовала долгих репетиций. Постепенно роговые оркестры были вытеснены симфоническими и духовыми оркестрами.

       В наши дни нашлись энтузиасты, возродившие роговую музыку. С 2006 года в Петербурге существует роговой оркестр под руководством Сергея Поляничко. Посмотрите интересное видео о роговых оркестрах.


Интересно, но факт:

* Суммарная длина трубок составляет около 5 метров

* Труба древнего охотничьего рога была похоже на рог животных, поэтому и получила такое название.

* Раструб рога впервые опустили вниз лишь только в 18 веке.

 

Домашнее задание:

1. Напишите партитуру этого фрагмента 

2. Сыграйте на фортепиано партии валторны in F