«Тембр трубы – благородный и блестящий; он также хорош в воинственных образах, в крике ярости и мщенья, как и в торжественных гимнах;

он способен выражать все сильное, гордое, величественное,

ему доступна большая часть трагических оттенков»

                                                                                                                                         Гектор Берлиоз

 

   tromba (итал.), trompette (франц.), Trompete (нем.), trompet (англ.)

 

Инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.  Труба представляет собой длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба — это кардинальным образом влияет на строй инструмента

Нижний регистр звучит несколько мрачно и зловеще. Но чем выше, тем сильнее, светлее и ярче. Средний регистр трубы в piano -  мягкий, светлый, в forte - твердый, воинственный. Высокий регистр в forte - яркий, блестящий, в piano - серебристый. 

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей.  Три вентиля трубы понижают строй соответственно на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить строй инструмента на три тона. Таким образом, получается хроматический звукоряд.

В связи с отсутствием в оркестровой практике звуков, превышающих десятую гармонику, игра на трубе сопряжена с меньшими техническими трудностями, чем на валторне. Труба - самый подвижный инструмент медной духовой группы. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет диатонические и хроматические пассажи, простые и ломаные арпеджио. Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью.

 

Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, поэтому на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз в legato, а также блестящих воинственных фанфар.

Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука (чашечная сурдина-грибок, букет, планжеры и шляпки) или чаще тембр (обычная груша). Сурдина для классической трубы (груша) — грушеобразная болванка из никеля, вставляющаяся в раструб. Forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (сходный прием на валторне застопоривание), а рiano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука. 

Засурдиненные трубы в пиано очень близки гобоям и засурдиненным скрипкам

 

Наиболее распространенным типом трубы является труба in B, звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. Нередко также используется труба in C, обладающая более ярким, открытым звуком, чем труба in B. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

 

Другие разновидности трубы:

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназначающаяся для исполнения звуков в низком регистре.

Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе in B и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей

 

 

Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть до XVII века.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

 

На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы». В эпоху классицизма натуральные трубы уходят на второй план, употребляются лишь в tutti для исполнения педалей и фанфар.

 

 

Домашнее задание:

1. Посмотрите фильм о "золотой трубе России" - Тимофее Докшицере

 

2. В каком строе использована труба в данном фрагменте?

3. Сыграйте на фортепиано партии трубы

4. Запишите партитурой унисон кларнета in B, трубы in B и скрипок