Листая страницы истории ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


      Совместная игра на музыкальных инструментах известна с давних времен. Памятники Древнего Египта содержат изображения ансамблей флейтистов. На шумерских и ассирийских памятниках воспроизведена совместная игра на арфах. В Риме в театральных и цирковых представлениях участвовали огромные массы исполнителей на авлосах, кифарах, кимвалах.

          Однако, формирование симфонического оркестра начинается в XVI веке. Именно в это время наступает качественный переход от инструментального ансамбля эпохи Возрождения в оркестр предклассической поры. XVI век – важный рубеж в истории музыки: происходит освобождение музыки от прикладного назначения, зарождается светская профессиональная музыка, осуществляется переход от полифонического мышления к гомофонному.

          Первые оркестры включали лютни, теорбы (струнные щипковые), клавесин или орган, которые исполняли партию цифрованного баса (basso continuo). Партитуры опер начала XVI века («Эвредика» Я.Пери, («Эвредика» Каччини) представляли собой вокальную партию и цифрованный бас. Необходимые инструменты обозначались редко. Обычно указывалось, что музыку надо исполнять «на всех инструментах». Композиторы предоставляли их распределение случаю, обычаю, обстоятельствам. Единственным ориентиром были ключи и диапазон. Проблемы равновесия звучности и особенности тембра того или иного инструмента не очень волновали композиторов.

          К ядру струнных щипковых постепенно примыкают струнные смычковые инструменты с парой духовых (это могли быть 2 флейты, 2 гобоя или 2 трубы). Смычковые инструменты растут количественно и постепенно вытесняют ядро. В оркестре начала XVII века группа смычковых включает инструменты двух семейств: семейство виол (дискантовая, теноровая, басовая, контрабасовая виолы) и семейство скрипок. Звук виол матовый, гнусавый, резкий. У скрипок более полный, округлый, блестящий. Поэтому неудивительно, что инструменты скрипичного семейства постепенно вытесняют виолы. Уже к концу XVII века состав струнной группы оркестра приобрел современный вид: скрипки I, скрипки II, альты, виолончели, контрабасы.

 

          XVIII век – время переломов и революций. Ушли в прошлое виолы и продольные флейты. Прочное место заняли валторны, тромбоны, трубы. Оркестр освободился от навязчивого звучания клавишных инструментов, потому что струнная группа могла теперь выполнять функцию гармонической основы. Появились крупные оркестровые коллективы: Гевандхауз (Лейпциг 1781 год), Мангеймский придворный оркестр, оркестр князя Эстергази, королевские оркестры в Дрездене и Берлине, оперные оркестры в Неаполе и Париже, оркестры Зальцбурга, Праги, Лондона. Заметно обогатилась техника игры. Именно во второй половине XVIII века были открыты эффекты оркестрового crechendo и diminuendo. Когда итальянский композитор и дирижер Йоммелли впервые воспроизвел эти эффекты, впечатление было ошеломляющим: при нарастании звука слушатели, затаив дыхание, поднялись со своих мест и лишь при спаде звука опустились в кресла. В это время сложился малый (классический) оркестр.

          Следующий этап в истории оркестра приходится на XIX век. Это время радикального усовершенствования духовых инструментов. Оно связано с именами Теобальда Бёма, Адольфа Сакса. Медные духовые стали хроматическими. Деревянные духовые и медные образовали самостоятельные группы. В оркестр прочно вошли инструменты, которые раньше были привилегией оперного состава: флейта пикколо, английский рожок, басовый кларнет, арфа, тарелки, большой барабан. XIX век ознаменован размахом музыкального образования, появлением новых оркестровых коллективов. Формируется большой симфонический оркестр.

       

       В XX веке развитие симфонического оркестра идёт либо в сторону его дальнейшего увеличения (Восьмая симфония Малера называется «симфонией тысячи участников», потому что в исполнении участвуют 3 хора, 8 солистов-певцов, 130 инструменталистов), либо в сторону уменьшения (Барток, Хиндемит, Шостакович). Продолжаются поиски новых тембров. Мастера в XX веке изобрели басовую флейту, малый и басовый гобой, вибрафон и электроинструменты.