Основные периоды истории полифонии

         В историческом развитии полифонии можно     выделить несколько этапов:

  • Раннеполифоническая эпоха - полифония средневековья (IX – XIV век).
  • Строгий стиль - полифония Возрождения (XV – XVI век).
  •  Свободный стиль -  полифония эпохи Барокко (XVII – первая половина XVIII века), полифония эпохи Классицизма (вторая половина XVIII – начало XIX века), полифоническое искусства эпохи Романтизма (XIX – начало XX века), полифония XX века. 

 

     Полифония средневековья – важный период, длившийся более 400 лет. Первыми известными композиторами стали Леонин (вторая половина XII в.) и Перотин (конец XII – начало XIII вв.), Филлип де Витри (1291-1361), французский композитор и трубадур Гийом де Машо (1300 – 1377),  Франческо Ландино (1325 – 1397), Йоханнес Чиккониа  (1340-1411), английский композитор Джон Данстейбл (1380-1453).

       Первые образцы многоголосия зародились в IX веке в монастырях – Англии, Франции, в папской капелле в Риме. Основой для ранних форм многоголосия был григорианский хорал. Григорианский хорал (назван по имени Папы Григория I)– это название одноголосных католических песнопений, начавших своё формирование в VIII веке. Пение раннехристианской церкви было исключительно одноголосным, что отвечало установкам церкви: «дух, усмиряя голос каждого, из многих голосов составляет одну мелодию» (Иоанн Златоуст). Литургические мелодии должны были иметь надмирный характер, в них не было ни динамической устремленности, ни энергии ритма, ни острых ладовых тяготений. Там, де вечность, невозможно действие. Языком службы была латынь, как язык чистый, удаленный от принятой в миру речи. Основу хорового пения составляли тенора и дисканты, звучание которых в нежном высоком регистре должно было передать особую святость. 

 


Основные жанры полифонии средневековья

Органум  (с латинского – орудие, инструмент) - это жанр многоголосной музыки исполняемый в торжественных случаях, иногда с поддержкой органа. Сложилось несколько видов органума: параллельный, мелизматический, метризованный. В параллельном органуме голоса движутся параллельными квинтами или квартами:

В мелизматическом органуме верхний голос «расцвечивает» звуки хорала орнаментом. Это импровизационное, виртуозное искусство, создателями и мастерами которого были Леонин (вторая половина XII в.) и Перотин (конец XII – начало XIII вв.) в соборе Нотрдам де Пари:

Гимель – двухголосный полифонический жанр близкий органуму; в нем голоса движутся параллельными терциями.

Фобурдон – трехголосный жанр, в котором голоса движутся параллельными секстаккордами.

Кондукт – двух и трехголосное произведение светского или духовного содержания.

Мотет  (от франц. mot - слово) – светский и духовный жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12веке во Франции. Первоначально представлял собой двухголосное музыкальное произведение, в котором к мелодии григорианского хорала присоединялся новый голос, часто на другом языке. Позднее появились трёх и четырёхголосные мотеты.

Рондо, баллада, виреле – родственные между собой, лирические песни танцевального характера. Первоначально были одноголосными, затем превратились в многоголосные.

Качча (с итальянского – охота) – вокальная пьеса на текст про охоту, иногда с любовными сюжетами. Голоса следуют друг за другом каноном