Развивающая часть фуги

          Развивающая часть фуги – неустойчивое построение, состоящее из интермедий и проведений темы с тональными и контрапунктическими изменениями. По местоположению она не всегда бывает средней и редко бывает настоящей разработкой, поэтому предпочтительнее термин «развивающая часть». 

          Тонально-гармоническое развитие осуществляется в нескольких направлениях. Тема проводится в других тональностях, часто со сменой лада. В классической фуге используются только тональности первой степени родства. В фугах XIX-XX веков включаются далекие тональности. Тональный план развивающей части может выглядеть следующим образом в мажоре VI-III-IV(II); в миноре III-VII-VI (IV). 

         Послушайте трехголосную фугу Фа мажор из 1 тома ХТК. Тема фуги моторная с элементами танцевальности. Стремительно мчащаяся вперед тема словно разрушает границы между разделами. Первые каденции появляются только  в развивающей части фуги. Экспозиционная часть занимает ровно половину фуги. Она включает собственно экспозицию (3 проведения) и контрэкспозицию (3 дополнительных проведения). В пятитактовой интермедии происходит модуляция в параллельную тональность (половинная каденция в d-moll).

              Развивающая часть начинается со стреттного проведения темы в  d-moll. Обратим внимание, что в начальном голосе тема успевает отзвучать, прежде, чем вступит третий голос, поэтому образуется цепь из 2х двухголосных стретт. Затем эта   цепь повторяется в соль миноре. Заключительная часть начинается с интермедии после каденции  в соль миноре и включает единственное проведение в верхнем голосе в главной тональности.  Обратим внимание, что начальный мотив темы (опевание 5 ступени) варьируется, подчиняясь равномерному бегу шестнадцатых.

             Кроме изменения тональности возможен перенос темы на другие ступени лада, изменение функциональной трактовки звуков темы (перегармонизация), использование реальной и тональной форм темы. 

           Способы имитационно-контрапунктического развития также разнообразны. Возможно изменение структуры темы одним из традиционных способов (обращение, увеличение, уменьшение, ракоход). Кроме того, нередко встречается ритмическое варьирование, а также сжатие структуры темы. 

              Предлагаю вернуться к фуге fis-moll и послушать  теперь ее целиком. Экспозиция (4 проведения) также занимает ровно половину фуги, а развивающая часть занимает место в третьей четверти двухчастной формы. Завершение экспозиции обозначено совершенной каденцией в доминантовой тональности в конце третьей интермедии.  Развивающая часть состоит из двух проведений: в обращении и в прямом виде в си миноре. Заключительная часть имеет резюмирующее значение: ее готовит интермедия, подобная первой, тема проводится трижды в главной тональности в обращенном и прямом виде

             Контрапунктическое развитие может выражаться и в активном обновлении противосложений. В этом случае при каждом появлении темы меняется ее окружение, контекст. Если противосложения удержанные, то неизбежно возникают новые интервальные соотношения с темой, так как они сочетаются в сложном контрапункте. 

           Эффективное средство контрапунктического развития – стретты. Они располагаются по линии постепенного усложнения: увеличивается количество голосов, усложняются способы имитирования, сокращаются расстояния вступлений. Интенсивность стреттного развития бывает так велика, что распространяется и на заключительную часть, и даже на экспозицию. Имеется даже термин «стреттная фуга», применяемый к фугам, в которых экспонирование осуществляется сжато, стреттно. 

       В интермедиях   развивающей части возможно использование имитаций, канонических секвенций различной сложности. Тематической основой, как правило, служит тема и удержанные противосложения.

     Заключительная часть предназначена для объединения и завершения всей формы. Свертывание движения совмещается с продолжающим развитием, интенсивность которого может быть такой же высокой, как и в развивающей части. Признаки заключения:

1. возвращается главная тональность,

2. тема проводится в субдоминантовой тональности,

3. воспроизводится одна из интермедий экспозиции,

4.возвращаются противосложения, исчезнувшие в развивающей части,

5. тема звучит в том же голосе или регистре,

6. включаются все голоса и сохраняются до конца,

7. фактура уплотняется, приближается к аккордовой.

         Послушайте третью часть из кантаты И.С.Танеева "Иоанн Дамаскин".  В 1881 году скончался основатель и первый директор Московской консерватории Николай Рубинштейн. Безвременная смерть его была тяжким ударом для любивших и высоко почитавших его музыкантов. Чайковский посвятил памяти Рубинштейна трио, Танеев задумал посвятить памяти Рубинштейна кантату. В качестве текста композитор избрал отрывок из поэмы А. К. Толстого  «Иоанн Дамаскин». 

            Первая и третья части кантаты - четырехголосные фуги. Тема фуги третьей части «В тот день, когда труба» — волевая, энергичная. В экспозиции она проводится в каждом из четырех голосов (тенор - бас - сопрано - альт) поочередно в основной и доминантовой тональности. В развивающей части тема проводится стреттно в B-dur и D-dur. Заключительную часть в данной фуге можно назвать репризой, так как повторяется порядок вступления голосов и тональный план экспозиции.