Задание для Этнографов:

1.   Вы должны познакомиться с  музыкой малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока . Вы можете распределить этот материал между собой.

2.   Просмотрите предложенные материалы.

3.   Сделайте скриншоты кадров (клавиша print scrin), сделайте нарезку небольших фрагментов из видео (продолжительностью не более минуты). Можно воспользоваться этим сервисом: https://online-video-cutter.com/ru/

4.   План расположения материалов в презентации может быть такой:

·        географическое положение

·        территория, население, язык

·        песенные традиции (обязательно звучание)

·        музыкальные инструменты (обязательно звучание)

5.   Создайте папку, в которой будут находиться все собранные вами видео, аудио, картинки и в этой же папке создавайте презентацию (7 – 10 слайдов).

6.   Запишите комментарии, которыми будете сопровождать презентацию и видео.

7.   Для создания Дневника квеста снимайте на телефон, планшет все этапы работы. На последней встрече из них вы смонтируете видеоролик «Дневник квеста».

 

Народы России - Атлас культур (смотреть оглавление) https://yadi.sk/i/WREdFncO3ReUDe

Музыка коренных народов Севера  

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post349473250/?aid_refresh=yes

Пряничный домик Музыкальные инструменты народов севера (начало: хомуз, горловое пение, барабан) https://youtu.be/eRhs38U3BzA

https://youtu.be/t2LDJ6dyAlY (продолжение: струнный – кырымпа) 

Якутские музыкальные инструменты http://dancesakha.ru/%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5/orkestr/yakutskie-muzykalnye-instrumenty/  Хотя, у народа саха музыкальный инструментарий не был так богат и популярен, как устное народное и песенное творчество, все же один инструмент – хомус в настоящее время более чем известен во всем мире и считается одним из национальных брендов Якутии и здесь был основан Музей и Центр хомуса народов мира. К древним самобытным инструментам относятся кырыымпа, дүҥүр и несколько видов ударных инструментов.

Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых концов с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком.

В древние времена варган изготавливали из древесины или кости, а прототипом являлось дерево, разбитое молнией. При порывах ветра оно издавало загадочные звуки. В старину такое дерево считалось священным и его щепки бережно хранились. Сегодня, традиционный якутский хомус делают из железа. Он имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающихся «щек». С середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой вибрирующей пластинкой и создается необычный трещащий звук. Музыкальный инструмент хомус может иметь от одного до четырех язычков. Одноязычковый варган играет на одной ноте. Вибрация язычка создается за счет дыхания и артикуляции. Не менее важен ритм – он зависит от техники и мастерства играющего. Мистичность якутского хомуса заключается в том, что для игры на нем требуется полное сосредоточение. Только в этом случае достигается гармония звучания, и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом. Варган также используется для самосозерцания: когда частота вибраций воздуха совпадает с вибрациями тела человека, достигается полное единение с ним. Якутский хомус является шаманским инструментом. В своих ритуалах шаманы использовали в основном инструменты с низким, раскатистым звучанием. Считалось, что звук якутского музыкального инструмента хомуса соткан из космических вибраций и является инструментом, связывающим человека с верхним миром. Варган нередко украшался национальным орнаментом. Игра на хомусе – это всегда импровизация, отражающая внутреннее состояние играющего.

Кырыымпа – одно-, двух-, трех- или четырехструнный смычковый инструмент. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания. Кырымпист, сидя держит инструмент на коленях, пальцами нажимает струны, иногда не доводя нажим до грифа, извлекая флажолетные звуки. Со временем исполнители освоили иные способы игры: с опорой на грудную клетку или держат вертикально на коленях. Предпочтение игры со смычком привело к укреплению в народной среде кырыымпы, а манера игры щипком дала основу для реконструкции инструментов таҥсыр и кылыhах. Игрой на кырыымпе сопровождали песни и танцы (осуохай) вовремя ысыаха и песни из эпоса олонхо.

Дүҥүр (дюнгюр) — (род шаманского бубна) – ритуальный атрибут шамана. ударный инструмент. Исследователи относят бубен к наиболее ранним типам музыкального инструментария. Шаманский бубен – «По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка — кнутом для шамана. Бубен для шамана — Крылатый конь, на котором он перемещается по трехмерному миру”. Якутский бубен состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют «былаайах» — деревянной лопаточкой, покрытой шкурой.

Россия, любовь моя! / Тувинские мастера горлового пения (есть вырезанные фрагменты из этой программы) https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=video&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwj0zf237azXAhXDFJoKHYSmDloQuAIIMTAC&url=https%3A%2F%2Ftvkultura.ru%2Fvideo%2Fshow%2Fbrand_id%2F43908%2Fepisode_id%2F980460%2Fvideo_id%2F995377%2F&usg=AOvVaw3bGJ83E7aR-updcQCmORnf

Статья про горловое пение и тувинские народные инструменты А.Н.Аксенова

http://overtone.ru/docs/?content=item&item=35

 

 

 

 

горловое пение


 

 

 

 

горловое пение


 

 

 

 

тувинский струнный инструмент игил


 

 

 

 

Алена Подлужная (Якутия) - варган, горловое пение