Интересно, но факт…

По ноте «ля», исполняемой гобоем, настраивается весь симфонический оркестр. Считается, что звук гобоя наименее подвержен расстраиванию (благодаря небольшим размерам трости и малой возможности «подстроить» инструмент). 


      oboe (итал.), hautbois (франц.- высокое дерево), Oboe (нем.)


   

"Только чудные звуки гобоя

 Тихо-тихо из дальней дали,

 Донеслись и позвали с собою,

 Как зовут нас на юг журавли..."

                      Юджин Гебер

                                                                        

                                                                             


Диапазон от си (си-бемоль) малой октавы до фа третьей     (сопрановый регистр). Партия гобоя пишется в скрипичном   ключе.

Гобой состоит из корпуса и звуковоспроизводящего элемента – трости  (пара упругих тонких камышовых пластинок, плотно соединённых друг с другом и вибрирующих под действием вдуваемой струи воздуха). На корпусе насчитывается 23 отверстия, которые закрываются клапанами. Основной материал для клапанов — мельхиор. Механизм гобоя составляют также многочисленные тяги, рессоры, болты и другие. 

Тембр  гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно грубы и резки; средние - насыщенные, с немного гнусавым оттенком; высокие - пронзительные. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют наиболее часто. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы. Описания звучания гобоя в современной поэзии:

«…Звучит волнующий гобой…»  Татьяна Савицкая

«…Какие чувственные у гобоя звуки!..»   Ирина Трубкина

«…Станет петь тебе трепетно черный гобой…»  Стрелец

 «…И гобоя певучая сила покорила пространство вокруг» Юджин Гебер

«Поёт в душе моей прекраснейший гобой…» Сергей Прилуцкий

 

Язычковые инструменты существовали с древнейших времён. В Древнем Египте они были известны под названием «мемет», а в Древней Греции был широко распространён авлос.Широко распространены были разновидности этих инструментов, состоявшие из двух трубок, на которых играли одновременно, причём одна из трубок давала однозвучное басовое сопровождение для другой (бурдон). Аналогичное бурдонное сопровождение стало отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком — волынки.





  Близкими по происхождению к гобою инструментами можно    считать дудук, 

венгерские народные инструменты тороксип и тарогато,


                       индийский шенай,  японскую хитирики, среднеазиатский сурнай и зурну.

     

       Начиная с XII века, гобои начинают всё чаще изображаться на гобеленах, картинах, в иллюминированных книгах, и это даёт возможность в какой-то мере проследить историю изменений этого инструмента.

    Шалмей (гобой эпохи Ренессанса) изготавливался из одного куска дерева и имел достаточно большую длину. От этого инструмента произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Шалмеи существовали в нескольких разновидностях  и часто объединялись в ансамбли (в то время называвшиеся «консортами»).

Во Франции шалмеи и круммхорны звучали повсюду: от королевского двора до деревенского праздника; «гобои Пуату» появлялись на музыкальных вечерах у Людовика XIV, мюзетты (гобои высокого регистра) сопровождали крестьянские танцы.

     С середины XVII века крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты при королевском дворе — Оттетер и Филидор — взялись за совершенствование инструмента. Первым нововведением было разделение гобоя на три части для удобства хранения и переноса. В дальнейшем было улучшено интонирование, проведён более точный расчёт местоположения звуковых отверстий и добавлены несколько клапанов. Трость также была усовершенствована: теперь музыкант мог управлять её колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука. Впоследствии такие же реформы привели к созданию современных кларнета и фагота. Оттетер и Филидор считаются создателями инструмента, который сейчас называют «баро́чным гобоем».



     

       В 1664 году Жан Батист Люлли сочинил марш для новых инструментов и включил их в придворный оркестр. Постепенно они вытеснили из оркестра менее технически совершенные круммхорны, перестали употребляться и другие старинные инструменты. Гобои также вошли в состав военных духовых оркестров и таким образом достаточно быстро  распространились по всей Европе. Новый инструмент находил применение в оперном оркестре, придворных балетных постановках, ораториях, кантатах и широко стал использоваться в качестве солирующего и ансамблевого инструмента.

        Практически все ведущие композиторы эпохи барокко создавали произведения для гобоя и его разновидностей: гобоя д’амур, охотничьего гобоя, английского рожка, баритонового гобоя. XVIII век можно с полным правом назвать «золотым веком» гобоя.


Классический гобой (середина XVIII — начало XIX века) практически не отличался от своего предшественника. Для упрощения аппликатуры (например, для исполнения трелей), расширения диапазона (до середины третьей октавы) было увеличено количество клапанов, но в целом форма инструмента не изменилась. Нередкими были случаи, когда дополнительные клапаны добавлялись к гобою спустя достаточно длительное время после его изготовления.

Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий сразу и применил её на своём инструменте —флейте, в дальнейшем эта система была приспособлена для кларнета и других инструментов. Величина и расположение отверстий более не зависела от длины пальцев музыканта. Это позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструментов.

Для гобоя эта система в исходном виде не подходила. Через некоторое время Гийом Трибер и его сыновья Шарль-Луи  и Фредерик предложили адаптированный для гобоя улучшенный механизм, заодно слегка изменив конструкцию самого инструмента. Их последователи — Франсуа и Люсьен Лоре — создали новую модель гобоя, получившую название «Консерваторская модель с плоскими клапанами», быстро взятую на вооружение всеми гобоистами.

Техника игры на гобое довольно сложна, так как когда воздух под большим давлением входит в крошечную трость, оставшийся воздух может накапливаться в легких, и вы можете почувствовать слабость, если быстро не выдохните его.

На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные музыкальные эпизоды. Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно.

Помимо различных комбинаций открытых и закрытых отверстий, на высоту и характер звука влияет: сила и качество вдувания воздуха; положение губ исполнителя (амбушюр); сила, с которой он сжимает язычки трости; глубина, на которую он захватывает трость и другое. Еще в игре постоянно участвует язык исполнителя: он тоже управляет тростью, закрывая или открывая ее. Некоторая ленивость звукоизвлечения, меньшая непринужденность в передувании не позволяют на гобое в legato (при одинаковой с флейтой аппликатуре) достичь скорости флейты. 

На гобое хорошо выходят умеренно быстрые легатные пассажи, перемежающиеся с различными фигурами простого staccato. Если не затруднять аппликатуру гобоя неудобной тональностью (неудобными считаются тональности, в которых более 4-х знаков), то в пассажах можно достичь довольно большой скорости. Наиболее удобной тональностью для гобоя является D-dur.

     На гобое, чтобы сыграть соседние по высоте звуки, нужно закрыть отверстия в совершенно непохожих друг на друга комбинациях, например, сначала только одно, а потом – сразу семь, поэтому даже сыграть гамму на гобое непросто.

 



 Семейство гобоев:


                              гобой д’амур,

                              английский рожок,

                              три гобоя,

                              баритоновый гобой,

                              мюзетт (гобой-пикколо), 

                              два учебных гобоя

 По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет бо́льший размер, грушевидный раструб и особую изогнутую металлическую трубочку, с помощью которой трость соединяется с основным корпусом. Аппликатура английского рожка полностью совпадает с аппликатурой гобоя, но из-за бо́льшей длины корпуса он звучит на чистую квинту ниже.

 

Домашнее задание:

1. Сыграйте на фортепиано партии английского рожка

2. Запишите партию английского рожка и альтов на отдельных строчках в виде партитуры