«Произведения эпохи строгого стиля поражают    возвышенностью   полета, суровым    величием, какою-то лазурной, безмятежной чистотой и прозрачностью"                                

Герман  Ларош

 

Полифония  Возрождения  (Строгий  стиль)

 

     Строгий стиль – так именуется эпоха расцвета полифонического искусства с середины XV до конца XVI века. В это время были найдены и теоретически осмыслены важнейшие средства полифонии: контрапункт, имитация, канон. Музыка строгого стиля регламентируется системой строгих правил и норм, связанных прежде всего с вокальной природой этого искусства.

  • Исполнительский состав – хор a capella с его как бы нематериальной звучностью.
  • Образный строй – возвышенный и сдержанный; отсутствуют контрасты, яркие нарастания и кульминации; музыка течёт сосредоточенно и плавно.
  • Ладовая основа – система диатонических семиступенных ладов: I - дорийский, II - гиподорийский, III - фригийский, IV - гипофригийский, V - лидийский, VI    - гиполидийский, VII   - миксолидийский, VIII  - гипомиксолидийский. Основные ладовые категории средневековых ладов: финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования). Соотношение финалиса, амбитуса и реперкуссы образует основу структуры каждого лада.
  • Мелодика спокойная, плавная, уравновешенная. Диапазон не должен превышать дуодецимы. Основой мелодии является поступенное движение: ход более, чем на секунду  считается скачком. Скачок не должен превышать квинту (возможен восходящий скачок на малую сексту и чистую октаву). Скачок должен быть уравновешен движением в  противоположном направлении. Запрещены хроматизмы, секвенции, повторы звука, скачки на увеличенные и уменьшённые интервалы, поступенные ходы, обрисовывающие тритон. Примеры мелодий строгого стиля

                                                                                    Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

                                                                                              ЖоскенДепре

  • Ритмические нормы полифонии строгого стиля:

           - метр 2/1 (CC), 3/1, 4/1, 2/2, 3/2, 4/2(С), реже 5/2, 6/2;

           - длительности крупные: бревис, целые, половинные, четверти;

           - постепенный  переход от крупных  длительностей к мелким на слабой доле

          - дробление сильной доли возможно, если весь такт заполнен равными короткими                          длительностями или если сильная доля слигована с предыдущей

         - нельзя слиговывать короткие ноты с длинными на сильном времени     

         - мелодии в разных голосах складываются из фраз разной длины, слоги текста и словесные ударения в разных голосах также не совпадают – всё это вместе с разновременностью вступлений и каденций сглаживает регулярную метрическую пульсацию, создаёт впечатление метрической свободы и текучести. 

  • Созвучия характеризуются стремлением к простоте и полнозвучию. Консонансы преобладают. Диссонанс обязательно готовится и разрешается в консонанс. Вертикаль трактуется как сумма интервалов. Уступая функциональной гармонии в динамике и функциональной ясности, строгий стиль выигрывает в выборе созвучий и нестандартности их последования.

 

Выполните задания

1. Пропойте или сыграйте мелодии в ключах До:

а)

б)

в)

2. Определите лад мелодии

а)

б)