Полифонический цикл в XX веке переживает свое возрождение. К жанру прелюдий и фуг обращаются многие современные композиторы. Наряду с прелюдиями и фугами создаются «Речитативы и фуги» (А.Хачатурян), «Фантазии и фуги» (Н.Полынский), различные сборники: «Полифоническая тетрадь» А.Пирумова (1982),  «Музыкальное приношение» Р.Щедрина (1983), «Диатоническая полифония» Л.Бобылева (1987). Произведения в данных циклах объединяются на основе определенного композиционного замысла. Многообразны причины, которые вызывают появление новых полифонических циклов. В частности, среди них – необходимость пополнения учебно-педагогической литературы, расширение концертного репертуара пианистов, создание учебных пособий по полифонии.

     Наибольшим вниманием в творчестве современных композиторов отмечен цикл «Прелюдия и фуга». Количество фуг в циклах различно, но преобладают числа 24 (дифференцированная мажоро-минорная хроматика), 12 (хроматическая система с центральным тоном), 7 («белоклавишная» диатоника, система модальных ладов).Логика развертывания тональностей в больших циклах подчинена идее замкнутости, которая выражена в хроматическом или диатоническом заполнении всех звуковых высот в объеме октавы, а также последовательном движении по квинтовому кругу.

     Заслуга возрождения прелюдий и фуг в XX веке принадлежит В.П.Задерацкому, который в предвоенные годы (1937-1940) создал первый в отечественной  музыке XX века полифонический цикл. При жизни композитора он не был опубликован,  появился только в1983 году. Первым циклом, который получил широкое распространение в современной исполнительской практике, стал «Ludus tonalis»П.Хиндемита (1944). Он, наряду с циклами прелюдий и фуг Д.Шостаковича (1951) и Р.Щедрина (1964, 1970), принадлежит к вершинам полифонического искусства современности. Позднее появились «24 прелюдии и фуги» И.Ельчевой (1970г.), Г.Мушеля (1975г.), К.Сорокина (1975г.), «12 фуг» К.Караева (1981г.), «Прелюдии и фуги в ладах армянской музыки» Г.Чеботаряна (1979г.), цикл «24 прелюдии и фуги» С.М.Слонимского (1994г.) и другие. 


                                      Пауль Хиндемит «Ludus tonalis» (Игра тонов) 

"тональные, контрапунктические и пианистические упражнения»  1942 

«Высоко ценю Хиндемита. Пусть он не всегда волнует, но мыслящему музыканту он дает чрезвычайно много»       

                                                                                                                                               И.Стравинский


   Пауль Хиндемит – крупнейший немецкий композитор. Пауль Хиндемит – личность универсального масштаба: он дирижер, исполнитель на альте и виолеd’amore, теоретик, публицист, поэт. Хиндемит столь же универсален в композиторской деятельности: он автор симфоний, опер, музыки для электронных инструментов, для старинного струнного ансамбля. Музыкальный язык композитора вобрал в себя разнообразные экспериментальные течения XXвека и, одновременно, устремлен к истокам – Баху, Брамсу, Брукнеру. Творческий путь Хиндемита – это путь рождения новой классики: от   полемического запала молодости к серьёзному и вдумчивому утверждению своего художественного кредо. Создан в 1942 году в США, куда Хиндемит эмигрировал из нацистской Германии. Поводом для создания стало приближение 200-летия завершения  И.С.Бахом второго тома «Хорошо темперированного клавира».

    В цикле двенадцать фуг, разделённых интерлюдиями, открывается прелюдией и заканчивается постлюдией, которая представляет точный ракоход инверсии прелюдии.  Тональности следуют в порядке убывающего акустического  родства тональностей. Согласно своей теории Хиндемит расположил тональности в следующем порядке:

Тональный план цикла в целом выглядит следующим образом:

Прелюдия                                                                                                                         Постлюдия

     C - Fis                                                                                                                                   Fis - C                                                                                                       Фуги

C      G          F         E       Es        As       D        B       Des         H      Fis

Интерлюдии

   C-G      G-C     F-E     A-E  B - Es    As-D   D-B    B-Ges   Cis-H    H-Cis

Каждый из 12 звуков представлен  только одной фугой, так как, согласно теории Хиндемита, мажор и одноименный минор образуют единую тональность. Композитор указывает лишь основной тон (in C, in D) и отказывается от ключевых знаков. Все фуги – трёхголосные, что определяет фактурную целостность цикла. Фуги чередуются по принципу контраста темпа и характера. Интерлюдии как бы «рассеивают» тематический материал предыдущей фуги,   тематически и эмоционально готовят следующую фугу. Поэтому «Ludustonalis»  Пауля Хиндемита не предусматривает изолированного исполнения отдельных фуг. Композитор скрепил конструкцию цикла вступительной прелюдией и заключительной постлюдией, которая представляет точный ракоход инверсии прелюдии. Образуется интересная, художественно убедительная и прочная композиционная арка.


Ориентация на полифонические традиции барокко обусловила ряд общих черт с произведениями И.С.Баха:

  •  циклы состоят из фуг, которые чередуются с пьесами свободного  характера (прелюдии – у Баха, интерлюдии – у Хиндемита);
  • фуги  размещены в порядке, определяемом актуальными для своего времени теоретическими принципами (хроматическая равномерная темперация – у Баха, система акустического родства звуков – у Хиндемита);
  •  циклы построены на сопоставлении контрастных образов, которые являются следствием широких художественных обобщений  музыки определённых эпох;
  • «LudusTonalis» – вершина полифонического мастерства Пауля Хиндемита. Подобно «Искусству фуги» Баха, демонстрирует сложную полифоническую технику (например, техника зеркального и ракоходного контрапункта)

Дмитрий Шостакович

 «24 прелюдии и фуги» для фортепиано 1951

«Музыкальный гений Баха мне особенно близок. Мимо него невозможно пройти равнодушно…Каждый день я играю одно из его произведений. Это моя насущная потребность, и постоянный контакт с музыкой Баха даёт мне чрезвычайно много»

                                                                                                                                              Д.Шостакович


     Цикл «24 Прелюдии и фуги» соч. 87,  написанный Дмитрием Шостаковичем в короткий срок — с октября 1950 по март 1951 года, посвящен пианистке Татьяне Николаевой. Шостакович по ходу сочинения цикла приглашал Татьяну Николаеву для прослушивания каждой только что оконченной прелюдии и фуги в своем исполнении.

  Толчком к написанию послужила поездка Шостаковича в Лейпциг на торжества, посвящённые 200-летию со дня смерти И.С. Баха, а также в качестве почётного члена жюри международного конкурса пианистов, в котором принимала участие и Татьяна Николаева. Под впечатлением от Международного конкурса на лучшее исполнение сочинений Баха, от торжественных юбилейных концертов (в одном из которых в качестве солиста выступил сам Шостакович), композитор задумал собственное полифоническое произведение. По его словам, он задумал написать "нечто вроде технических упражнений в полифоническом жанре с целью совершенствования своего мастерства".  Впоследствии возникла мысль написать большой цикл художественных пьес в полифонической форме по образцу «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Цикл был создан с удивительной быстротой — за пять месяцев,  что свидетельствует о колоссальном мастерстве и вдохновенной увлеченности автора. Премьера цикла, исполненного Т.Николаевой, состоялась в Ленинграде 23 декабря 1952 года.

    Если рассматривать баховский цикл как утверждение художественной полноценности равномерно темперированного строя, то цикл Шостаковича — это утверждение художественной полноценности нового ладового мышления. Композитор органично сочетает в своем полифоническом письме эпоху старинных натуральных ладов и эпоху мажора и минора, вершиной которой можно считать полифоническое творчество Баха. Именно в этом синтезе возникает третий, новый тонально-ладовый ряд, необычайно расширенный и богатый по своим возможностям. Все три стиля применяются автором и изолированно и в смешении, сохраняя при этом ясность ладовой настройки. Прелюдии и фуги в цикле расположены по кварто-квинтовому кругу.

     Практически всем темам цикла присуща жанровая определенность. Есть пьесы глубоко драматические и полные пессимизма (прелюдия b-moll, фуга h-moll), отличающиеся специфическим юмором (прелюдия H-dur, фуга B-dur) и гротеском (прелюдия fis-moll, фуга As-dur), лирические (прелюдия f-moll, фуга g-moll), на основе танцевальных ритмов (прелюдии и фуги H-dur, Des-dur), в «этюдном» стиле (прелюдия а-moll), пьесы отражающие детский мир (фуга D-dur), близкие к русской традиции (прелюдии G-dur c-moll, фуга d-moll) и опирающиеся на интересные собственные лады Шостаковича (фуги As, Es).

    Цикл в целом представляет собой драматическое произведение с развёрнутым сюжетом и неповторимостью. Цикл открывается ясным прологом - фугой, которой, по определению Должанского, автор предназначал "роль знамени, символа веры всего произведения", она обладает чертами начала пути: диатонична, воплощает образ покоя и уравновешенности. Финалом стала масштабная и грандиозная двухтемная фуга d-moll . Это философский итог всего цикла.

  Цикл ор. 87 сближается с симфоническими концепциями Щостаковича своей всеохватностью, образной многосторонностью, масштабом отдельных частей, их драматизмом, психологизмом, конфликтностью. Выразительные возможности фуги расширяются благодаря смелому переосмыслению тематического материала. Шостакович обновляет жанр фуги включением в него сонатных принципов, намечается тенденция к слиянию, свободной трактовке полифонических и неполифонических форм. Если прежде принципы инструментализма композитор переносил в вокальную музыку, то теперь наметился обратный процесс: явна склонность к певучести фортепианного мелодизма, оперной выпуклости.

Сочетание высокого мастерства и глубокой содержательности «Двадцати четырёх прелюдий и фуг» Шостаковича определило огромную впечатляющую силу цикла.


Родион Щедрин

 «24 прелюдии и фуги» для фортепиано

    Цикл «24 прелюдии и фуги» состоит из двух томов. Первый – диезные тональности – написан в 1965 году одновременно с концертом для оркестра «Озорные частушки» и оперой «Не только любовь». Образы колоритные меткие, яркие. Во втором томе, написанном в 1970 году, преобладают образы мягкие, лиричные, философские. Прелюдии и фуги расположены по кварто-квинтовому кругу с параллельными минорными тональностями.  Последний цикл является инверсией первого.

   Общая драматургия цикла – чередование контрастных по языку, особенностям жанра, образному строю, структуре и контрапунктической технике композиций. Прелюдии нередко представляют собой каноны, инвенции, бассо остинато, предвосхищают тему фуги (E,Es, f

Тематизм фуг отличается своеобразием. Особенно выделяются темы-речитативы, которые достигают 20 и более тактов (f,es), темы-токкаты (A,gis), темы-этюды (Es). Некоторые темы имеют четкую структуру, благодаря повторению ритма (C,h).

     Ответы встречаются как традиционные (кварто-квинтовые), так и необычные: в септиму (As), в тритон (g), в терцию (h). Противосложения заполняют моменты пауз и выдержанных звуков ритмическим движением. Интермедии часто фактурно контрастируют теме, противосложениям и играют важного драматургического элемента формы. Благодаря им возможно обозначить грани формы. Развитие темы осуществляется традиционными способами: инверсия, ракоход. Встречается интонационное варьирование при сохранении ритма (C).

    Форма фуг отличается разнообразием: трехчастные (C,h), с использованием канона (Es), фуга на хорал (B), фуга с чертами сонатности (G).


    Сочинение Слонимского откровенно  ориентировано на баховские циклы из 24 прелюдий и фуг. Он выстраивает прелюдии и фуги в цикле, подобно И.С.Баху, по восходящему хроматизму, чередуя мажорные и минорные тональности.

 Тематический материал прелюдии и фуги нередко имеет одно и то же интонационное строение. Например, в прелюдии С-dur, открывающей цикл "24 прелюдии и фуги", и выдержанной в аккордовой факту­ре, которая сопровождает "простую, незамысловатую, наивную и светлую мелодию", скрыт основной мотив фуги. Таких примеров тематической связи прелюдий и фуг в сборнике немало. В одних случаях связь прелюдии и фуги выражена достаточно откровенно, в других – более опосредованно, через какую-либо яркую деталь: например, альтерированную ступень (F-dur), пентатонный строй (Fis-dur) или даже мотив (cis-moll).

  Обращают на себя внимание музыкальные символы эпохи барокко. Барочные аллюзии возникают в связи с применением Слонимским характерных мелодических и ритмических оборотов этой эпохи. В некоторых номерах цикла встречаются и жанровые аналогии с танцами времён барокко: прелюдия d-moll связана с сарабандой, первая тема фуги d-moll близка жиге. Дважды в цикле Слонимского зашифрована монограмма Баха: в фуге d-moll в скрытом виде (В-Н-С-As-A-B) и в фуге Es-dur – явно (В-А-С-Н).  Эта фуга имеет порядковый номер 7 -   это число, которому в эпоху барокко придавали особое значение.

 Распределение фуг по количеству голосов в цикле Слонимского практически соответствует  ХТК: 1 фуга двухголосная (как и у Баха), 12 трехголосных  (у Баха - 11),  9 четырехголосных (у Баха - 10),  2 пятиголосные (у Баха - тоже 2). Пятиголосные фуги es-moll и f-moll интересны с точки зрения их стреттного развития.  В фуге es-moll свободная часть начинается с иноладового проведения в виде стретты в параллельной тональности. Все последующие проведения в этой фуге - только стреттные. По подобию стретты весьма необычно (еще в экспозиции) выглядит пятое проведение темы фуги. С одной стороны, она звучит полностью в басовом голосе, а с другой - ее первая часть исполняется другими голосами, так что сама она оказывается как бы "разнесенной". Этот прием повторен автором и в заключительном проведении фуги: мотивы "передаются" от голоса к голосу в момент их вступления, тема подчеркнуто скандируется. Сходная модель использована и в пятиголосной фуге f-moll.