Музыкальное приношение

               

       Музыкальное приношение – цикл канонов и фуг, написанных И.С.Бахом на тему, продиктованную прусским королем Фридрихом II. Поскольку инструментовка нигде не указана Бахом, сегодня этот цикл можно услышать в исполнении на разных инструментах.

        В 1747 году И.С.Бах получил приглашение прусского короля Фридриха IIпосетить потсдамский дворец. Во время встречи была показана новинка – пианофорте Зильбермана (разновидность фортепиано). У короля имелось несколько экземпляров этого инструмента. Переходя из комнаты в комнату Бах импровизировал на них. Затем, желая удивить короля, композитор предложил дать ему тему для фуги. Вот тема, сочиненная Фридрихом II, названная королевской:

         

        Получив тему, Бах незамедлительно сочинил трехголосную фугу. На просьбу сочинить фугу на шесть голосов ответил, что не каждая тема подходит для такой цели. Позже он все-таки выполнил и это желание короля. Два месяца спустя, И.С.Бах опубликовал цикл, который озаглавил: «Regis Iussu Cantio Et Religua Canonica Arte Resoluta» («Данная повелением короля тема и прочее, исполненное в каноническом роде»). Первые буквы - это акростих Ricercar.

      «Музыкальное приношение» состоит из двух ричеркаров №1 и 9 (трёхголосный и шестиголосный ричеркар изложены в виде партитуры). Среди многочисленных аранжировок большой интерес представляет аранжировка Антона Веберна, сделанная в 1935 году. Все мелодические линии передаются от инструмента к инструменту после каждых нескольких нот, поэтому каждый мотив звучит в новом тембре.

       Девять канонов иногда называют «загадочными канонами». Каноны представлены короткой мелодией, сопровождаемой загадочной фразой на латыни. Например, канон в увеличении (№5) подписан: «Notulis crescentibus crescat Fortuna Regis» («Пусть удача короля увеличится, как эти ноты»). Канон, который завершается на тон выше начала, имеет надпись: «Ascendenteque Modulatione ascendat Gloria Regis» (Пусть слава короля растет по мере того, как восходит модуляция»). 

Канон 1 – двухголосный бесконечный канон у сопрано и баса с «королевской темой» у альта.

Канон 2 – двухголосный ракоходный канон. Опрокинутый ключ в конце строки показывает, что нижний голос ведет мелодию от конца к началу.

Канон 3 – двухголосный канон в приму с «королевской темой» в басу.

Канон 4 - двухголосный канон в обращении у двух нижних голосов. «Королевская тема» звучит у сопрано. Средний голос – в сопрановом ключе. Нижний – в альтовом с опрокинутыми знаками альтерации при ключе.

Канон 5 - двухголосный канон между верхним и нижним голосами. Верхний имитирует нижний голос в обращении и увеличении (перевернут ключ и знаки). «Королевская тема» проходит у альта в фигурационном варианте.

Канон 6 - двухголосный канон у тенора и баса с «королевской темой» в фигурационном варианте у альта. Тема непрерывно модулирует вверх, образуя целотонный замыкающийся ряд – c, d, e, fis, gis, b, с.

Канон 7 – канон для альта и баса на фигурационный вариант темы. Время вступления спутника не указано, его должен найти сам исполнитель: «Quaerendoinvenietis» («Ищите и обрящите!») – гласит ремарка автора. Шифр может быть раскрыт в четырёх вариантах!

Канон 8 – четырехголосный канон на новый вариант темы, которая выписана в старофранцузском ключе только для верхнего голоса. Время и интервалы вступления остальных голосов не обозначены. 

Канон 9 (последнее произведение в цикле) – двухголосный бесконечный канон в обращении для флейты и скрипки на новый вариант темы с bassocontinuo.

 

«Ария и вариации для клавесина с двумя мануалами»

(Гольдберг-вариации)

          Согласно данным биографа Иоганна Форкеля вариации были написаны в 1741-1742 году по заказу страдавшего от бессонницы российского посланника в Саксонии фон Кайзерлинга. Вариации предназначались для ночного музицирования. Их исполнял юный виртуоз, ученик И.С.Баха – Иоганн Гольдберг. Вариации фон Кайзерлингу чрезвычайно понравились. Он выплатил за них солидный гонорар.  

      В качестве темы вариаций   Бах использовал сарабанду из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». В «Гольдберг–вариациях» Бах реализовал божественную идею троичности: цикл разбит на тройки, в которых каждая последняя вариация – это канон. В одной из вариаций   Бах использовал кводлибет – жанр, предполагающий одновременное сочетание разных мелодий (в данной вариации – это тема Арии и шутливая немецкая песенка о вреде вегетарианства). Заключительная 16-я вариация написана в форме арии da capo с виртуозными импровизациями в репризе.

     С XIX века «Гольдберг–вариации» исполняются на фортепиано, хотя исполнить на одной клавиатуре то, что писалось для двух – задача, доступная лишь виртуозам. Создавались и создаются переложения «Гольдберг–вариаций» для разных инструментов: для органа, струнного трио и другие.

Искусство фуги

         

   «Искусство фуги» - последнее произведение И.С.Баха, созданое в 1749–1750 годах.    «Искусство фуги» записано композитором в виде партитуры, однако исполняется или на клавире, или камерным ансамблем (струнный квартет).  Включает фуги и каноны, которые написаны на одну тему, сочиненную Бахом. Фуги следуют одна за другой по принципу восхождения от простого к сложному.

          Первую группу составляют четырехголосные фуги на тему в первоначальном виде (I и II) и в обращении (III и IV). При этом тема Contrapunctus 3 изменена и не является полным обращением темы.

         В фугах второй группы используются новые полифонические приемы и варианты темы. В Contrapunctus 5 используется варьированная обращенная тема. В Contrapunctus6 ответ обращен и дан в уменьшении. Contrapunctus 7 – стреттная фуга с комбинацией прямого движения и обращения, ритмического уменьшения и увеличения.

       Третья группа – четыре многотемные фуги. Contrapunctus12 – двухголосный канон в октаву. Contrapunctus 13 - двухголосный канон в дециму. Contrapunctus 14 - двухголосный канон в дециму, но пропоста и риспоста идут в разных ладах (пропоста в миноре, пропоста – в мажоре). Contrapunctus15 – канон в увеличении и обращении.

       Contrapunctus 16, 17 и 18 – включают две фуги: основную и зеркальную, которые для наглядности написаны одна под другой, но исполняются по отдельности.

      Contrapunctus 19 – неоконченная фуга на три новых темы, последняя из которых монограмма BACH.