Материалы конференции "Тайны звука"


1. Физические свойства звука

Алгебра гармонии. Часть 1. От физики звука к пифагорову строю.

https://www.youtube.com/watch?v=c4xo6I--ilc

Музыкальные звуки - Физика в опытах и экспериментах

https://www.youtube.com/watch?v=ojGgYPvhbgw

Возникновение звука - Физика в опытах и экспериментах

https://www.youtube.com/watch?v=nFcmTTT9yiE

Источники звука Звуковые волны https://www.youtube.com/watch?v=SnVWf9bIqdY&t=59s

Свойства звука: высота, длительность, громкость, тембр. Теория музыки, Урок 3. https://www.youtube.com/watch?v=ljC3gFYL4CY&t=72s

Громкость звука - Физика в опытах и экспериментах

https://www.youtube.com/watch?v=Opi9zutH3xM

Звучащая струна - Физика в опытах и экспериментах

https://www.youtube.com/watch?v=XGvMwY3BY_U

Высота, тембр и громкость звука https://youtu.be/meDr2fhWmzI (на сайте есть текст урока https://infourok.ru/videouroki/525 )

Источник звука. Звуковые колебания | Физика 9 класс #30 | Инфоурок

https://www.youtube.com/watch?v=yXvhHnBITNI

Распространение звука. Звуковые волны https://youtu.be/MVR9mVzXXRo

2. От чего зависит тембр?

Спектр звука - Физика в опытах и экспериментах https://www.youtube.com/watch?v=HVP5gjZWHm8

Тембр звука. Теория музыки, Урок 8. https://www.youtube.com/watch?v=7UePpxAlt1w

Источники звука Звуковые волны https://www.youtube.com/watch?v=SnVWf9bIqdY&t=59s 

Свойства звука: высота, длительность, громкость, тембр. Теория музыки, Урок 3. https://www.youtube.com/watch?v=ljC3gFYL4CY&t=72s

Звучащая струна - Физика в опытах и экспериментах

https://www.youtube.com/watch?v=XGvMwY3BY_U

Высота, тембр и громкость звука https://youtu.be/meDr2fhWmzI (на сайте есть текст урока https://infourok.ru/videouroki/525)

3. Абсолютный слух

 Бережанский П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития). — М., 2000.   http://textarchive.ru/c-1648470.html (в этой работе дается научное объяснение феномена абсолютного слуха, предлагаются эффективные способы формирования и развития этой способности).

Кирнарская Д. - Психология специальных способностей. Музыкальные способности. (глава «Абсолю́тный слух»)      https://studfiles.net/preview/5535070/page:16/

4. Внутренний слух

Кирнарская Д. - Психология специальных способностей. Музыкальные способности (о внутреннем слухе — признаке высоких способностей) https://studfiles.net/preview/5459133/page:18/

5. Семантика (выразительность) тональности

1.      Казанцева. Семантика тональности

C-dur, скажем, Баха, совсем иной, нежели он же – в музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена, Прокофьева. Известно также, что цвето-световые ощущения тональностей у обладателей синестетических способностей Н. Римского-Корсакова и А. Скрябина не совпадали (тот же C-dur виделся Н. Римскому-Корсакову белым, а А. Скрябину – красным). Однако каковы причины формирования той или иной семантики в композиторском стиле, насколько она подвержена эволюции, как она вписывается в контекст музыки современников, в какой степени сохраняет завоевания предшественников и порождает последователей – эти вопросы ждут своего рассмотрения.

порой в музыке тональность нагружена особым, иногда символическим смыслом, противящимся ее транспонированию. Не располагает к подобной процедуре символическая семантика некоторых тональностей, сложившаяся в эпоху барокко, позже действующая в музыке отдельных композиторов (моцартовский d-moll – тональность «скорби и смерти») и целых эпох (идеализированный романтиками Des-dur, «роковой» h-moll, мрачный b-moll, траурный c-moll). Было бы серьезным искажением смысла менять тональности, имеющие цветовые эквиваленты (у Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, О. Мессиана), а также получившие автобиографическое толкование (B-dur у И.С. Баха, d-moll у С. Рахманинова, cis-moll у Г. Свиридова, D-dur у Э. Денисова).

непросты проблемы семантики тональности как средства выразительности, воспринимаемого слушателем. Ни для кого не секрет, что слушатели в своем большинстве не обладают абсолютным слухом и не способны установить точную высоту звучащей тональности. Отсюда неизбежен вопрос: означает ли это, что они равнодушны к семантике тональностей и таковая от них скрыта?

Современная наука считает, что тональность заключает в себе многослойное поле смыслов, которые осваиваются слушателями с разной широтой объема и степенью глубины. Это означает, что музыка рассчитана отнюдь не на изощренный абсолютный слух, и отсутствие такового – вовсе не помеха полноценному восприятию

 

2.      .Л.Вашкевич. Выразительность тональностей https://studfiles.net/preview/5756394/page:7/

Клавирное творчество Баха. «Хорошо темперированный клавир» http://musike.ru/index.php?id=11

В «ХТК» Бах подчеркнул характерную семантику[2] различных тональностей. Так, например, D-dur олицетворяет энергию и триумфальность, c-moll – суровый драматизм и патетику; баховский h-moll связан с напряженным, страстным и скорбным настроением; es-moll и b-moll – с образами смирения и грусти; E-dur и Fis-dur ассоциируются с нежными пасторальными образами. B-dur – тональность «ангелов и младенцев», очень нежная и чистая.

 

3.      Значение тональностей http://blagaya.ru/put/muzyka/o-chem-muzyka/znachenie-tonalnostej/

Если мы проиграем один и тот же мотив в разных тональностях, мы ощутим, что характер мотива  все время меняется. И это не просто другая «краска»: смена тональности придает новый смысл. Когда-то  человечество имело столь чуткие уши, что каждая тональность что-то означала. До нас дошли некоторые литературные описания тональностей. В книге Musica Literaria упоминается «своеобразный литературный микрожанр — словесные описания тональностей, в огромном количестве порождаемые литераторами и «поэтизирующими» музыкантами с начала XVIII столетия и с особой интенсивностью — на рубеже XVIII-XIX веков». Вот несколько примеров из этой книги.

представление о ладах и тональностях в эту эпоху было насквозь пронизано литературно-поэтической программностью. Уже у Иоганна Маттезона аффект, приписываемый той или иной тональности, разворачивается в почти сюжетную психологическую картину: «Е-dur с несравненной полнотой выражает отчаяние или смертельную печаль; он особенно годен в тех крайних любовных делах, где уже ничем нельзя помочь и не на что надеяться, и при определенных обстоятельствах имеет в себе нечто столь пронзительно-прощально-печально-проникновенное, что может быть сравним разве что с фатальным расставанием души и тела».

Позднее, в предромантическую эпоху, этот момент фиктивной программности в осмыслении тональностей усиливается, достигая высшего выражения в текстах Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта и Вильгельма Хейнзе. Шубарт в «Идеях к музыкальной эстетике» (трактат создан в 1784-1785, опубликован в 1806) связывает с каждой тональностью уже явно нечто большее, чем простой аффект, — целый эмоциональный комплекс (несущий несомненную печать предромантического кладбищенско-мистического настроения), в который местами вплетена и предметно-событийная нить, как бы некие намеки на возможный сюжет-программу:

«Ре-минор, меланхоличная женственность, предвещает сплин (Spleen) и туман.

Си-бемоль-мажор, веселая любовь, спокойная совесть, надежда, взгляд в лучший мир.

До-минор, любовное объяснение и одновременно жалоба несчастной любви. — Всякое томление, тоска, стенания души, опьяненной любовью, сокрыты в этом тоне.

Ля-бемоль-мажор, могильный тон. Смерть, могила, тление, суд, вечность лежат в его пределах.

Фа-минор, глубокая тоска, плач над мертвецом, стенанья скорби и влечение к могиле.

Ре-бемоль-мажор. Капризный тон, изнемогающий в боли и наслаждении. Он не может смеяться, но улыбается, он не может рыдать, но по крайней мере изображает гримасу плача. — В этом тоне можно выражать лишь странные характеры и ощущения.

Си-бемоль-минор. Чудак, обычно облаченный в одеяния ночи. Он немного ворчлив и лицо его крайне редко выражает любезность. Насмешки над Богом и миром; недовольство собой и всем; приготовление к самоубийству звучат в этом тоне.

Ми-бемоль-минор. Ощущения тревожного глубочайшего душевного томления, надвигающегося отчаяния, чернейшей тоски, мрачнейшего настроения. Всякий страх, всякая тревога содрогающегося сердца дышат в этом ужасном ми-бемоль-миноре. Если бы духи могли говорить, они говорили бы в этом тоне».

Вильгельм Хейнзе (в романе «Хильдегарда фон Хоэнталь», 1794-1796) осмысляет квинтовый круг как некую модель мира: до-мажор выражает здесь состояние естественное, «девственную чистоту», «невинность юности»; далеко отстоящий от «естественного» до-мажора, ре-бемоль-мажор «ведет в ужасные тайны персидских султанов или демонов»*.

 

4.      Семантика тональности http://www.blf.ru/forum/showthread.php?t=4315

В эпоху барокко распространена семантическая трактовка тональностей. Так, тональность D-dur (Ре – мажор) выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность h-moll (си-минор) считалась «пассионной», связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности c – moll (до-минор), f-moll(фа-минор), g-moll (соль-минор), b-moll (си бемоль-минор). Для выражения печали, траурного настроения использовался c-moll (до-минор). Тональность d-moll (ре-минор) считалась «патетической». С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Es-dur (ми бемоль-мажор) с его тремя бемолями. Одна из чистых, «твердых» тональностей, нередко применяется Бахом для выражения радостного чувства – C-dur (До-мажор). Светлые тональности A-dur(Ля-мажор) и E-dur (Ми-мажор) часты в музыке пасторального характера». 
А вот таблица М-А Шарпонье, французского композитора 17 века – время зарождения классического стиля в музыке:
C-dur – веселый и воинственный,
D-dur – радостный и очень воинственный,
E-dur – сварливый и раздражительный,
Es-dur – жестокий и суровый,
F-dur – неистовый и вспыльчивый,
G-dur – нежный, радостный,
A-dur – радостный и пасторальный,
B-dur – величественный и радостный,
H-dur – суровый и жалостный.
«Изменение тональностей в одном произведении служило источником музыкального развития и обеспечивало игру аффектов, переходы из одного «душевного состояния» в другое».
Процесс «высвобождения» от «монохромности» одной тональности занял два столетия истории западноевропейской музыки. Венские классики еще были в плену несовершенства духовых инструментов входящих в состав оркестра. Это определяло круг используемых тональностей с небольшим количеством ключевых знаков. Именно поэтому, у Гайдна и Моцарта большая часть симфоний написана в тональностях До, Соль, Ре, Ля, Ми-бемоль, Си-бемоль мажорах и минорах – в них не больше 3 ключевых знаков.
Композиторы эпохи романтизма получили все возможности для далеких модуляций из одной тональности в другую. Усовершенствованная система молоточкового фортепиано открыла широкий путь фортепианной музыке. И хорошо темперированный строй клавиатуры как нельзя лучше подходил для любых самых неожиданных модуляций. Отсюда и красочность «звукописи» романтической музыки. Любимые тональности Ф. Шопена и Ф. Листа – Ре бемоль-мажор и Фа-диез мажор -тональности с 5 знаками – уводящие нас в мир мечты, парящие над землей в идеальном мире возвышенной любви.
(Взято с сайта 
http://musicsteps.spb.ru/?p=2238 )
Бетховен – Фридриху Рохлицу о поэзии Клопштока, 1822:
"Всегда maestoso! Des-dur! Не так ли? Но все же он велик и возвышает душу […] Если бы только он не хотел всегда умереть!".
Запись среди эскизов Сонаты ор.102 № 2,D-dur (1815):
"Си минор – черная тональность".
Бетховен – Джорджу Томсону, письмо от 19.02.1813:
"Вы написали эту песню в [f-moll]. Но мне показалось, что тональность мало естественна – она так мало соответствует надписи "Amoroso", что Amoroso в ней превращается, напротив, в Barbaresco. Так что я перевел эту песню в более согласный в нею тон [c-moll]". 
http://www.beethoven.ru/node/238

 

6. Синестезия

 Черниговская Т. "Мозг и музыка. Что общего?" https://www.youtube.com/watch?v=SxuMEk3PPF8

Галеев Б.М., Ванечкина И.Л.   Синестезия        http://synesthesia.prometheus.kai.ru/sinest2_r.htm

Галеев Б.М. Кто должен изучать синестезию?  http://synesthesia.prometheus.kai.ru/kto-dolgen_r.htm

Галеев Б.М. Синестезия в мире метафор          http://synesthesia.prometheus.kai.ru/sinmet_r.htm

7. Цветной слух (хроместезия)

Ванечкина И.Л. О синестетическом мышлении Б.Асафьева http://synesthesia.prometheus.kai.ru/asaf_r.htm

Ванечкина И.Л. Синестетические представления Н.А.Римского-Корсакова в опере "Снегурочка" http://synesthesia.prometheus.kai.ru/snegyr_r.htm

Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. "Цветной слух" в творчестве Н.А. Римского-Корсакова http://synesthesia.prometheus.kai.ru/zwet-sl_r.htm

Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. "Цветной слух" музыкантов: мифы и реальность http://synesthesia.prometheus.kai.ru/zvsluh_r.htm

Ванечкина И.Л. Скрябин, теософия, синестезия http://synesthesia.prometheus.kai.ru/skrteosof_r.htm

Галеев Б.М., Ванечкина И.Л. Был ли А.Н. Скрябин синестетом? http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/COLOR.HTM

8. Редкие случаи синестезии: Константин Сараджев

Ванечкина И.Л О "цветном слухе" К. Сараджева http://synesthesia.prometheus.kai.ru/sarad_r.htm

Гении и злодеи. Константин Сараджев https://www.youtube.com/watch?v=p3haEDlBbQk&t=689s

Анастасия Цветаева. Сказ о московском звонаре

9. Физиология голоса

10. Виды женских голосов

11. Виды мужских голосов

12. Числовые закономерности в музыке.