Ритм. Ритмические рисунки.

         Ритм (греч. rhythmos–стройность, соразмерность)  – это живой пульс музыки, одно из ее основных выразительных средств. Ритмом называется последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное посредством метра.

     Протяженность музыкальных звуков находит отражение в системе относительных длительностей: целые, половинные, четвертные, шестнадцатые и т.д. Одна и та же длительность в разных темпах звучит разное количество времени.

  Длительности обладают свойством весомости: короткие длительности воспринимаются как более легкие, а долгие – как тяжелые, опорные, акцентируемые (ритмический акцент). Короткие длительности звучат более слитно, устремлены к долгим. Это свойство делает, например, медленную музыку плавной, гибкой, текучей. Моцарт. Соната A-dur,  II часть:

Продолжительные длительности менее связаны друг с другом и поэтому  в быстром темпе могут создать эффект скандирования или торжественно-приподнятого звучания.

          Выразительность ритма тесно связана с другими сторонами музыки – с темпом, ладом, динамикой. Наблюдается следующая зависимость: чем проще ритмический рисунок, тем шире спектр его выразительных возможностей.

          Равномерный ритм – самый простой из ритмических рисунков. В быстром темпе передает движение, бег, течение, полет. В медленном темпе – покой, безмятежность, оцепенение, неподвижность:

          Ритм дробления и ритм суммирования также нейтральны и могут употребляться в музыке разного характера.

          Пунктирный ритм соединяет в себе активность, поскольку в нем соотносятся длительности не соседние по шкале,   с квадратностью (пунктирная фигура всегда равна 4, 8 или 16 частям). Этим можно объяснить использование пунктирного ритма в жанрах, связанных с движением.

 Грациозный, энергичный характер польки, полонеза, вальса, хабанеры и других танцев во многом зависит от пунктирного ритма.  Для марша типично дробление слабой доли, для мазурки, наоборот, сильной.

 В музыке, не связанной с движением, пунктирный  ритм позволяет передать активные эмоции. Двойной и тройной пунктирный  ритм звучат еще энергичнее и активнее. Они пригодны для передачи предельно эмоциональных состояний: ликование, восторг и так далее.

 Пунктирный  ритм, в котором длительности расположены в ином порядке – сначала короткая, потом более продолжительная, называется обращенным. Обращенный пунктирный ритм  по сути является синкопой.

         

          Синкопой называется ритмический прием, при котором не совпадают различного рода акценты, например метрический и ритмический, метрический и динамический, также может не совпадать величина тактов и величина мотивов.

          Наиболее естественно совпадение сильной доли с более крупной длительностью (метрический акцент совпадает с ритмическим).  При нарушении этой закономерности и  возникает синкопа. По местоположению    синкопы бывают междутактовые  (от легкой доли одного такта к тяжелой другого), внутритактовые и    внутридолевые.

Другой вид синкопы возникает от столкновения динамических акцентов с метрическими при строго периодической акцентировке.

          Синкопа, в которой не совпадают трехдольные такты с двухдольными мотивами, называется гемиолой. Гемиола является обязательной ритмической фигурой чешского народного танца фурианта.

Задание 7.3

 

1 .Составьте таблицу метроритмических признаков некоторых танцевальных жанров

 

Таблица метроритмических признаков жанров

 

название

происхождение

темп

размер

ритмические рисунки

Марщ

Вальс

Полька

Баркарола

Полонез

Менуэт

Мазурка

Тарантелла

 

 

 

 

 

  2. Подберите музыкальные произведения с пунктирным ритмом и  синкопой. Аргументируйте взаимосвязь ритмического рисунка с жанром и образным содержанием произведений.

     3. По группировке определите размер мелодий: