Трезвучия

     Комбинация малой и большой терции позволяет получить четыре трезвучия: мажорное (б.3 + м.3), минорное (м.3 + б.3), уменьшенное (м.3 + м.3) и увеличенное (б.3 + б.3).  Любое трезвучие имеет два обращения.

                     Строение секстаккордов

Б.6

м.3

ч.4

М.6

б.3

ч.4

Ум.6

м.3

ув.4

Ув.6

б.3

ум.4

 

                           Строение квартсекстаккордов

Б.64

ч.4

б.3

М.64

ч.4

м.3

Ум.64

ув.4

м.3

Ув.64

ум.4

б.3

 

          Трезвучия, построенные на ступенях мажора и минора, становятся носителями ладовых функций. Трезвучия, построенные на главных ступенях (I, IV и V), называются главными – это тоника, субдоминанта и доминанта. В натуральном мажоре они мажорные. В натуральном миноре они минорные. Все остальные трезвучия называются побочными. В натуральном мажоре  трезвучия II, III и VI  ступеней -  минорные, на  VII ступени трезвучие уменьшенное. В натуральном миноре, наоборот, побочные трезвучия   мажорные, кроме уменьшенного на II ступени.

      В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени субдоминантовое трезвучие становится минорным, трезвучие VI  ступени увеличенным, а II ступени уменьшенным.

      В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени доминантовое трезвучие становится мажорным, трезвучие III ступени увеличенным, а VII ступени уменьшенным.

 

 

Задание 6.1

1. Построить все трезвучия, принимая звук f1 за основной тон, терцовый и квинтовый.

2. Построить от звука e1 вверх и  e2 вниз все секстаккорды.

3. Построить от звука d1 вверх и  d2 вниз все квартсекстаккорды.

4. Определите, в каких тональностях натурального и гармонического мажора и минора, данные  трезвучия будут главными:

5.  Определите, в каких тональностях натурального и гармонического мажора и минора, данные  трезвучия будут главными, а в каких – побочными:

Задание 6.2

1.   Напишите полный функциональный оборот в тональностях E-dur, G-dur, f-moll, меняя мелодическое положение первого аккорда (прима, терцовый тон, квинтовый)

Образец выполнения:

2. Определите  мажорные  и минорные тональности, которым принадлежат данные  трезвучия и разрешите  их

3. Определите  мажорные  и минорные тональности, которым принадлежат данные  трезвучия и разрешите  их

4. В тональностях As-dur и h-moll постройте главные трезвучия в тесном и широком расположении

5. Определите аккорды в данных фрагментах из произведений

а)

б)