Тональные лады (мажор и минор)

       Развитие многоголосия в европейской музыке X XVIвеков, требующего координации голосов по вертикали, привело  в XVII веке к формированию новой ладовой системы. Образующиеся  по вертикали созвучия приобрели самостоятельность и стали носителями ладовых функций. В итоге лад стал формироваться как  взаимосвязь определенным образом организованных аккордов.

        Отдельные тоны лада, сохраняя свое значение в мелодических связях с основным тоном, в целом подчиняются функции того аккорда, в состав которого они в данный момент входят.      

   Многообразие видов звукорядов модальных ладов уступает место двум строго фиксированным октавным звукорядам: мажорному (два тона – полутон, три тона – полутон) и минорному  (тон – полутон, два тона – полутон, два тона). Части звукоряда из четырех тонов называются тетрахордами. Мажорный звукоряд состоит из двух одинаковых тетрахордов, минорный - из двух разных тетрахордов.

   Секундовые связи соседних тонов мажорного и  минорного звукорядов называются мелодическими. Они основаны на тяготении неустоев в устои и могут быть выражены следующей схемой

      I ступень самая устойчивая, способна тормозить движение в любом голосе и называется абсолютным устоем. III и V ступени называются относительными устоями потому что тормозят движение только в верхних голосах. Неустойчивые ступени (II, IV, VI и VII) также различаются по силе и направленности тяготения. Характер тяготения зависит от силы устоя, от окружения и расстояния до устоя. Поэтому в натуральном мажоре самое яркое тяготение – это разрешение VII ступени в I, а в  натуральном миноре – VI ступени в V.

      Другой тип связи тонов, находящихся на расстоянии кварты или квинты друг от друга, основан на акустическом родстве. Эти связи  называются гармоническими.

      Верхнеквинтовый тон от тоники называется доминантой. Нижнеквинтовый тон от тоники называется субдоминантой. На I, IV и V ступенях строятся главные трезвучия мажора и  минора. Их последование образует основную функциональную формулу мажорного и  минорного лада.

    Развитие мажоро-минорной ладовой системы проявилось в усилении тяготения соседних ступеней, в увеличении полутоновых расстояний между ступенями. Это привело к появлению видов мажора и  минора. В гармоническом мажоре понижается VI ступень, что усиливает её тяготение в V и приводит к образованию ув.2 в верхнем тетрахорде:

В гармоническом миноре повышается VII ступень, что усиливает её тяготение в I и также приводит к образованию ув.2 в верхнем тетрахорде:

Вывод: верхние тетрахорды одноименных тональностей имеют одинаковое строение (полутон – ув.2 – полутон). 

          В мелодическом мажоре вслед заVI ступенью понижается VII:

          В мелодическом миноре вслед заVII ступенью повышается VI:

Использование того или иного вида мажора и  минора в музыкальном произведении связано с кругом образов, которые данном произведении создает композитор. Вот пример мелодического  мажора из оперы Глинки "Руслан и Людмила":

Задание 3.3

 1. Построить вверх и вниз от звуков b, fis, d тетрахорды натурального мажора и подписать тональности, которым они принадлежат. Образец выполнения

2.  Определить, в каких мажорных и  минорных тональностях звуки fis, g являются неустойчивыми. Разрешите их. Образец выполнения

 

3. Написать полную функциональную формулу мажорных тональностей Es, F, As.

4. Допиcать звукоряды натурального мажора и минора вверх до тоники, принимая звук d за  III, IV и V ступень.

5. Дописать звукоряды натурального мажора и минора вниз до тоники, принимая звук g за  V, VI и VII ступень.

6.  Определить тональности данных мелодий:

а)

б)

в)