Нотное письмо

          В течение многих веков шли поиски наглядной записи музыкальных звуков. Сложность задачи состояла в том, что одним лаконичным графическим знаком нужно было зафиксировать и высоту, и продолжительность звука.

          В Древнем Египте мелодии, передаваемые по слуху, записывались  с помощью рисунков. В Древнем Вавилоне  - с помощью клинописи.

         В 50-х годах прошлого века на северо-западе Сирии в древнем городе Угарит обнаружены музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры – это  первая запись музыкального произведения в истории человечества. Древнейшим видом нотного письма стала буквенная нотация, возникшая в Древней Греции. Со временем буквы греческого алфавита заменились латинскими.

 

          В средние века (около IXвека) в Европе появляется невменнная нотация (от греч. neuma– кивок, намёк, знак).  Невма – знак, передававший общее направление мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Друг над другом проводились две черты – жёлтого (c) и красного (f) цвета, обозначавшие высоту основных звуков.  Невмы записывались на линейках или вокруг них.

       Разновидностью невменного письма стало русское крюковое, или знаменное письмо. Условные обозначения состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений.

          Постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи. 
          Подлинную реформу, приведшую в итоге к образованию современной системы нотного письма, совершил монах бенедиктинец Гвидо Аретинский (около 995-1050 гг.). Он был выдающимся музыкантом своего времени - учёным и педагогом. Гвидо из Ареццо (Тоскана) писал: «Опытные музыканты при помощи упражнений, слушая, узнают особенности или, если можно так выразиться, характерные физиономии ладов... И разнообразие ладов прилаживается к разным требованиям духа: одному нравятся скачки III лада, другому — ласковость VI лада, третьему — болтливость VII лада, четвертый  
высказывается за прелесть VIII лада. Неудивительно, что слух находит удовольствие в разных звуках, так же как зрение — в разных красках».

          Суть его реформы нотной записи состоит в том, что к имевшимся уже двум линиям f и c он добавил ещё две. Так образовалась четырёхлинейная система. Буквенные знаки, обозначавшие высоту каждой из них, и невмы стали записываться не только на самих линиях, но и в просветах между ними. Все четыре линии были объединены в единую систему, ставшую прообразом нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в ключи - условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нём нот. Постепенно изменились и сами обозначения звуков. Так, вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (возникло так называемое хоральное письмо), а в целом нотная запись значительно упростилась и приобрела необходимую для чтения наглядность. 

 


         Для того, чтобы облегчить певцам процесс чтения нот и освоение интервалов,  Гвидо Аретинский ввел в обиход слоговые названия нот. Он использовал гимн, написанный монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна.  История возникновения этого гимна такова: царь древней Иудеи Ирод, недовольный справедливым осуждением своих дурных поступков, решил казнить обвинителя — праведника Иоанна. Приговор свершился,  Иоанн был обезглавлен. Люди, потрясенные ужасным преступлением, причислили Иоанна к лику святых. Тогда же сложилось предание, что обращение в молитве к имени святого Иоанна помогает излечиваться от болезней горла: UTqueantlaxis REsonarefibris MIragestorum FAmulituorum, SOLve polluti LAbii reatum, Sancte Ioannes.  Напев каждой строки начинался последовательно от каждой ступени шестиступенного звукоряда. Начальный слог строки закрепили за этой ступенью: I ut, II re, III - mi и так далее.

           В конце XVI в. для обозначения VII ступени был введён слог "си" (сокращение от «Sancte Ioannes». Во 2-й половине XVII в. итальянцем Дж. Дони неудобный для распевания слог "ут" был заменён слогом "до". Пение ступенями получило название сольмизации или  относительного пения.


Тест 2.1