Музыкальный строй

       Музыкальный строй - это система высотных  соотношений звуков, лежащая в основе той или иной музыкальной культуры. Звуки "выстроены" по высоте относительно друг друга. Формирование  строев связано с развитием музыкальных инструментов и необходимостью их настройки. Основой настройки становились первые гармоники натурального ряда - октава, квинта, кварта.

     Первые строи возникли в Египте, Месопотамии, Малой Азии. Один из них - пентатоника, которая представляет собой сближенный ряд квинт.

       В Древней Греции математик и философ Пифагор (VI век до н.э.), опираясь на математические расчеты, создает строй, который в честь него так и  назвали пифагорийский строй. У Пифагора звуки выстроены по восходящим и нисходящим акустически чистым квинтам. Строй Пифагора отличался огромным разнообразием звуков, по причине отсутствия энгармонизма. Мелодические интервалы звучали соответственно своей природе: большие и увеличенные - широко, а малые и уменьшенные - узко. Недостатком строя Пифагора было резкое звучание  терций и секст в гармоническом виде.

       Развитие многоголосия и гармонического мышления потребовало строя, который бы обеспечил слаженное звучание интервалов и аккордов. Поиски нового строя продолжались в течение XVI,  XVII веков и привели к созданию равномерно-темперированного строя (от латинского temperatio - соразмерность, правильное соотношение). На рубеже XVII и XVIII веков его теоретически обосновал немецкий органист Андреас Веркмейстер.

        88 звуков распределены на равные участки - октавы. Внутри октавы 12 звуков, находящихся на одинаковом расстоянии относительно друг друга. Наименьшее расстояние между звуками - полутон. На любом участке диапазона все полутоны равные. Таким образом, все октавы состоят из 12 полутонов или 6 целых тонов.

        В равномерно-темперированном строе все одноименные интервалы от любого звука и в любом регистре звучат одинаково; интервалы, аккорды и тональности с любым количеством знаков звучат стройно. Это дает огромные возможности для модулирования и транспонирования.  В равномерно-темперированного строе достигнут энгармонизм. Энгармонизмом называется совпадение по звучанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей, имеющих разное название (например, до-диез и ре-бемоль). Кроме того, равномерно-темперированный строй значительно  упростил устройство клавишных инструментов.

        Однако, этот  строй имеет и недостатки. Интервалы потеряли свою характерность, лишились индивидуального облика. Мелодия в темперированном строе проигрывает в выразительности и яркости.

 

Тест 1.2

Строй Пифагора

Чистый строй

Равномерно-темперированный строй

Задание

 Посмотри презентацию "Пифагор - философ, педагог, врач, математик, музыкант", созданную студентом отделения "Инструменты народного оркестра" Волковым Леонидом

https://yadi.sk/i/axRupxqVv8niE