Вспомни знаки в тональностях и потренируйся в построении интервалов

https://music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22&Itemid=167&lang=ru

  Интервалы  

         Интервал (лат. intervallum – промежуток)  - соотношение двух звуков по высоте. Одновременное соотношение звуков образует гармонический интервал. Последовательное соотношение – мелодический интервал.

       Каждый интервал имеет ступеневую и тоновую величину. Ступеневая величина интервала - это количество ступеней от основания до вершины (названия интервалов образованы латинскими порядковыми числительными). Тоновая величина интервала – определенное количество тонов и полутонов.

             Гармонические интервалы обладают свойством консонантности или диссонантности. Консонансами называются интервалы, звучащие слитно, согласованно, мягко (лат. consono– согласно звучу). К совершенным консонансам относятся прима, октава, кварта, квинта и их составные разновидности. К несовершенным консонансам – терция, секста, децима, терцдецима. К диссонансам (лат. dissono–нестройно звучу) относятся секунды, септимы, ноны, квартдецимы, а также все увеличенные и уменьшенные интервалы.

         Интервалы  в пределах октавы называются  простыми.         Интервалы  шире октавы  называются составными. Составные интервалы образуются добавлением к октаве какого-либо простого интервала:

  

Количество ступеней

Название интервала

Структура интервала

9

нона

чистая октава + секунда

10

децима

чистая октава + терция

11

ундецима

 

чистая октава + кварта

12

дуодецима

 

чистая октава + квинта

13

терцдецима

чистая октава + секста

 

14

квартдецима

чистая октава + септима

15

квинтдецима

 

чистая октава + октава

         

       Обращением интервала называется такой его вид, при котором основание и вершина меняются местами. Простые интервалы обращаются переносом на октаву верхнего звука вниз или нижнего на октаву вверх. 

 

Составные интервалы обращаются одновременным переносом на октаву верхнего звука вниз и нижнего на октаву вверх либо переносом только одного звука на две октавы.

Образуются следующие пары взаимообратимых интервалов:  

                                                                                  1 2 3 4

                                                                                  8 7 6 5.

В результате обращения малые интервалы переходят в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшенные, уменьшенные – в увеличенные, чистые – в чистые.

          

Потренируйся в построении составных интервалов

https://music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26&Itemid=225&lang=ru

          Энгармонически равными называются интервалы, совпадающие по звучанию (имеют одинаковую тоновую величину), однако запись  их   различна.     При    мнимом         энгармонизме совпадает не только тоновая, но и ступеневая величина интервала. Он применяется для замены тональности с большим количеством знаков на тональность с меньшим их количеством.

          Реальный энгармонизм предполагает изменение ступеневой величины интервала. При таком энгармонизме вместе с изменением ступеневой величины происходит переосмысление  функциональной принадлежности интервала и ладовой функции составляющих тонов. Реальный энгармонизм – яркое выразительное средство, связанное обычно с переходом в другую тональность. Осмысление энгармонической замены помогает точному интонированию момента модуляции.

Задание 5.1

1. Определить мелодические интервалы

2.     Определить гармонические интервалы 

3.  Построить от звука  g1 вверх данные интервалы с обращением

     б.2, ув.5, м.3, ум.7, ув.6, б.9, ум.11, б.14, ув.10,б.13

4.  Построить от звука  e2 вниз данные интервалы с обращением

     м.3, ум.3,м.7, ум.7, ч.4, ум.14, б.10, ув.12, б.13, б.9.

5.  Определить интервал и построить обращение

Еще один тренажер для освоения обращения интервалов

https://music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25&Itemid=224&lang=ru

Задание 5.2

1. Построить от звука  as1 вверх все увеличенные интервалы с обращением

2.  Образовать из увеличенных интервалов большие, малые и уменьшенные

3. Образовать из чистых интервалов уменьшенные и увеличенные

4. Данные интервалы заменить энгармонически равными

5.   Выписать диссонирующие интервалы в аккордах и определить их: