Строение  фуги 

    Экспозиция (лат. еxpositio – показ) – первая часть фуги, состоящая из проведений темы всеми голосами поочередно в основной и доминантовой тональности. Порядок вступления голосов регулируется следующими правилами: первыми вступают смежные голоса, что дает выровненное и собранное звучание, и последнее проведение должно быть в крайнем голосе. Проведения темы сверх положенного количества, обусловленного количеством голосов, называются дополнительными. Они бывают нужны при краткой теме и для соблюдения пропорций формы. Контрэкспозиция образуется дополнительными проведениями во всех голосах. Это своего рода полифоническая вариация на экспозицию.

   Развивающая часть фуги – неустойчивое построение, состоящее из интермедий и проведений темы с тональными и контрапунктическими изменениями. По местоположению она не всегда бывает средней и редко бывает настоящей разработкой, поэтому предпочтительнее термин «развивающая часть». Тонально-гармоническое развитие осуществляется в нескольких направлениях. Тема проводится в других тональностях, часто со сменой лада. В классической фуге используются только тональности первой степени родства. В фугах XIX-XX  веков включаются далекие тональности. Тональный план развивающей части может выглядеть следующим образом в мажоре VI-III-IV(II); в миноре III-VII-VI (IV). Кроме изменения тональности возможен перенос темы на другие ступени лада, изменение функциональной трактовки звуков темы (перегармонизация), использование реальной и тональной форм темы. 

  Способы имитационно-контрапунктического развития также разнообразны. Возможно изменение структуры темы одним из традиционных способов (обращение, увеличение, уменьшение, ракоход). Кроме того нередко встречается ритмическое варьирование, а также сжатие структуры темы. Контрапунктическое развитие может выражаться и в активном обновлении противосложений. В этом случае при каждом появлении темы меняется ее окружение, контекст. Если противосложения удержанные, то неизбежно возникают новые интервальные соотношения с темой, так как они сочетаются в сложном контрапункте. Эффективное  средство контрапунктического развития – стретты. Они располагаются по линии постепенного усложнения: увеличивается количество голосов, усложняются способы имитирования, сокращаются расстояния вступлений. Интенсивность стреттного развития бывает так велика, что распространяется и на заключительную часть, и даже на экспозицию. Имеется даже термин «стреттная фуга», применяемый к фугам, в которых экспонирование осуществляется сжато, стреттно. В интермедиях   развивающей части возможно использование имитаций, канонических секвенций различной сложности. Тематической основой, как правило, служит тема и удержанные  противосложения.

  Заключительная часть  предназначена для объединения и завершения всей формы. Свертывание движения совмещается с продолжающим развитием, интенсивность которого может быть такой же высокой, как и в развивающей части. Признаки заключения могут выражаться в следующем: возвращается главная тональность, тема проводится в субдоминантовой тональности, воспроизводится одна из интермедий экспозиции, возвращаются противосложения, исчезнувшие в развивающей части, тема звучит в том же голосе или регистре, включаются все голоса и сохраняются до конца, фактура уплотняется, приближается к аккордовой.

  Многотемной  называется фуга на несколько тем. Они различаются способом экспонирования тем. В фуге с раздельной экспозицией идет поочередное экспонирование тем с небольшим, как правило, развивающим разделом после каждой экспозиции. В заключительной части все темы обязательно должны звучать одновременно. Строение фуг с совместной экспозицией ничем не отличается от однотемной фуги, так как несколько тем экспонируются одновременно поочередно каждым голосом.